Пандемия COVID-19 не только вынудила страны Северной Европы закрыть границы со Швецией, но и оказала влияние на долгосрочные отношения между странами, пишет Politico.
Граница между Швецией и Финляндией проходит по реке Турнеэльвен. На одном берегу реки расположен шведский город Хапаранда, а на другом – финский город Торнио. Фактически эти два города образуют один.
Когда Финляндия приняла решение закрыть границу со Швецией ради борьбы с коронавирусной инфекцией, депутат шведского риксдага Ида Каркиайнен почувствовала, что возвращаются времена холодной войны. Годы интеграции между Хапаранда и Торнио забылись, а вдоль границы, которую с двух сторон много лет старались стереть, поставили заборы.
"Как будто на городской площади поставили Берлинскую стену", – говорит Каркиайнен.
В своих чувствах политик не одна – эти настроения разделяют во всех приграничных регионах Швеции. Кроме того, примеру Финляндии последовали Дания и Норвегия, они запретили шведам пересекать свои границы из опасения, что те принесут с собой COVID-19. Закрытые границы привели к росту подозрения о том, что скандинавской дружбе был нанесен смертельный удар.
Забытый проект интеграции
Мэр шведского города Лунд Филипп Сандберг указывает, что теперь будет трудно продолжить проект интеграции:
"Люди в публичном и частном секторе чувствуют себя преданными из-за решения о закрытии границ. Трудно будет продолжать интеграцию, когда мы видели, что все может настолько сильно измениться за один день".
С самого начала пандемии, когда Швеция выбрала отличный от большинства других стран путь борьбы с COVID-19, отношения с соседями ухудшились: их беспокоило спокойствие руководства страны, открытые школы и магазины. Когда основная угроза вируса ушла, пришло осознание тяжелого состояния скандинавской дружбы.
"Меня волнует то, надолго ли останутся эти шрамы", – сказала министр иностранных дел Швеции Анн Линде в недавнем интервью.
Примечательно, что соседи закрывали границы с Швецией и раньше. Например, в 2015 году в разгар миграционного кризиса это сделала Дания, в 2019 году из-за всплеска насильственных преступлений Копенгаген опять принял такое решение.
Когда уровень смертности от COVID-19 стал снижаться во всей Северной Европе, кроме Швеции, Норвегия, Финляндия и Дания начали смягчать пограничный контроль друг с другом – но не со Швецией. Кроме напряженных отношений, это привело к экономическим убыткам: дальнейшая интеграция региона могла бы принести 400 млн евро дохода в год, рост налоговых платежей и количества рабочих мест.