В минувшее воскресенье в Белоруссии состоялись шестые президентские выборы. Действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко одержал победу на выборах главы государства, набрав 80% голосов избирателей. За его главного оппонента Светлану Тихановскую проголосовали всего 10% избирателей, сообщает Центризбирком республики предварительные итоги голосования.
Явка на выборы была рекордная и составила 84,23% населения, достигшего избирательного возраста, то есть 5 млн 790 тысяч человек. В республике после выборов было неспокойно, во многих городах ночью вспыхнули протесты, которые дошли до стычек с правоохранительными органами.
При этом реакция других государств на итоги выборов в Белоруссии демонстрирует их кардинально разное отношение к происходящему.
С переизбранием Лукашенко уже поздравил президент России Владимир Путин. Затем выразил свою признательность и Китай в лице председателя КНР Си Цзиньпина.
Однако результаты выборов не устроили Евросоюз (ЕС): взволнованные европейцы, в том числе и Латвия, уже призвали компетентные органы разобраться, насколько процедура выборов в Белоруссии проводилась в соответствии с нормами демократии.
Страны, как и люди, разные – это нормально
Латвийский политолог, преподаватель Балтийской международной академии Михаил Родин рассказал Baltnews, с чем может быть связана такая поляризация мнений.
По мнению политолога, разница в политических системах исключает полное понимание происходящего со стороны не вовлеченных в сами события: "Первое замечание – оно общее и крайне болезненное для всех, то есть есть разные системы и разные общества. Поэтому, конечно, нельзя мерить единственным аршином для всех. Поэтому некоторые представления нормы, которые приняты в одних избирательных системах, соответственно, оценка с точки зрения законодательства, может быть, не годится для других".
Родин подчеркнул, что сомнения в законности переизбрания Александра Лукашенко исключены. Президента Белоруссии действительно выбрали его избиратели при условии рекордной явки населения. Однако к самой организации процедуры выборов вопросы действительно имеются. Но тот факт, что президентом Белоруссии снова стал Лукашенко, – это осознанный выбор граждан республики.
"Выборы прошли, они абсолютно легитимны, они, безусловно, легитимны – явка зашкаливает. Такого феномена я не встречал нигде. Более того, голосование "за президента" достигло неслыханной высоты", – отметил политолог.
Он подчеркнул, что в случае с выборами президента в Белоруссии можно смотреть на процесс как "это действительно авторитарный режим такой, что люди идут без памяти, несознательно, и загоняются просто к избирательным урнам оружием".
"С другой стороны, это действительно осознанный выбор людей. Я все-таки придерживаюсь мнения о том, что это был второй вариант, но, безусловно, есть вещи, которые настораживают, и они действительно неприятны", – добавил Родин.
Одно другому не помеха – к слову о демократии
По словам политолога, были вопросы к процедуре голосования, поскольку выборы не выглядели прозрачными. Но "необходимо учитывать, что в Белоруссии выстроена своя система управления государством, которая функционирует там уже много лет". По мнению политолога, "ни о какой фальсификации результатов выборов речи быть просто не может".
"При всей моей нелюбви к тем людям, которые выступали на стороне коалиции в Белоруссии, потому что, по сути дела, это просто были хулиганы, с другой стороны, я просто не могу не реагировать на то, что прозрачность этих выборов была, конечно, минимальна, потому что тут и наблюдателей и не было. И мне очень не понравилось тем, что не была соблюдена процедура тайны голосования. Конечно, это могло быть. Но, конечно, самих таких вещей, как фальсификация, это конечно, просто исключено", – сказал Михаил Родин.
Политолог подчеркнул, что режим в Белоруссии сильный и стабильный, но он особый. Свои слабые места у этого режима есть, но он существует в той форме, в которой существует.
Авторитарная власть в Белоруссии, "несменяемость власти и очень плохая кадровая рекрутация, несмотря ни на что, вполне "может сочетаться с теми существующими демократическими институтами, которые присутствуют [в Белоруссии]", считает политолог.