В Латвии опубликовали очередной труд о советском периоде в истории республики. Содержание книги полностью соответствует ее названию – "Преступления оккупационной армии в Латвии с 1940-го по 1991-й". Торжественная презентация книги состоялась накануне в военном музее в Риге – пока на латышском языке, но уже в 2021 году ее переведут на русский, а потом и на английский.
В предисловии автор Янис Риекстиньш пишет: "50 лет советской оккупации остались как в архивных документах, так и в памяти людей, и характеризовалась она милитаристской вседозволенностью, бесконечным количеством преступлений". На презентации книги присутствовали министр обороны Артис Пабрикс и экс-министр обороны Гирт Валдис Кристовскис, а также министр юстиции Янис Борданс. Глава Минобороны сам служил в рядах "оккупационной армии", но в ходе презентации книги не стал упоминать этот факт.
В разговоре с Baltnews политолог Армен Гаспарян поделился своим мнением насчет очередного труда, вышедшего из-под пера латышского писателя. Особое внимание во время презентации книги привлек даже не автор, а заявление Пабрикса о важности исторических источников:
"Саму книгу я по понятным причинам еще не держал в руках, но надеюсь, что мне ее подарят. Как и многие другие, я ознакомился со словами министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, который произнес, что, по его мнению, история эта очень сложная, драматичная, и ее надо изучать с опорой на документы. Это тот, может быть, редчайший случай в жизни, наверное, это даже впервые, когда я абсолютно согласен с министром обороны Латвии".
Действительно, эту историю можно изучать по документам в России, отмечает Гаспарян – по этому вопросу опубликовано очень много документов, в том числе из ведомственного архива Федеральной службы безопасности, однако Латвию такие документы не интересуют. Логично предположить, что такие документы в Латвии не опубликуют, потому что они не соответствуют взглядам латвийских политиков на историю:
"Проблема состоит исключительно в том, что самой Латвии эти книги не знакомы. Более того, все историки, которые давно об этом пишут, благополучно получили персону нон грата и невъездные туда, поэтому с опорой на документы не очень получается. Как вы, наверное, догадываетесь, немецкие архивы не могут пролить свет на события условно 1946–1947 годов", – указал политолог.
Книгу условно можно разделить на две части: довоенный период и послевоенный. Особое внимание автор уделяет новым "национальным героям" Латвии – "лесным братьям". В своих размышлениях он дошел до того, что приравнивает их к гражданскому населению, а значит, их уничтожение – не что иное, как геноцид, чинимый красноармейцами.
"Формулировка, что советская армия устроила геноцид "лесных братьев", сама по себе свидетельствует о том, что они либо не знают определения геноцида, либо не имеют представления о численности "лесных братьев". Но мне кажется, что и в первом, и во втором случае это свидетельство ярко выраженной умственной неполноценности, и интрига здесь состоит только в одном – у кого она: у автора книги, у министра обороны Латвии, или это их совместный креатив, они сложили две одинокие извилины и выдавили вот эту вот формулировку", – прокомментировал авторский пассаж Гаспарян.
Такие труды издаются в Риге регулярно, отметил политолог. Проблема в том, что каждая следующая получается "глупее и смешнее" предыдущей.