Вторая волна пандемии стала девятым валом для системы здравоохранения и властей Эстонии, "захлебнувшейся" новыми случаями заболевания и дополнительными расходами. Для Таллина настает момент выбора между геополитическими предпочтениями, выживанием экономики и человеческими жизнями.
Таллину пора последовать примеру ряда других европейских столиц и воспользоваться правом самостоятельных, вне рамок общеевропейских договоренностей, переговоров о поставках вакцин от коронавируса из России, Китая или Индии, их оперативной проверке в соответствии с местным законодательством и использовании для массовой иммунизации населения.
Дефицит препаратов и ухудшение эпидемиологической ситуации требует от эстонского правительства забыть обо всех доводах и расчетах, кроме показателей смертности. Маленький народ не может себе позволить дополнительных потерь населения.
Хотя дела у Эстонии, по данным Европейского центра контроля заболеваемости, идут не самым худшим образом в сравнении с другими странами Евросоюза, однако показатель регистрируемой заболеваемости на момент подготовки этого материала был самым высоким в альянсе. Говорят, что рейтинги смертности и показатели темпов кампании вакцинации в стране пока выглядят относительно неплохо.
Но насколько эти слова "относительно неплохо" вообще применимы к данным о смертях людей, не перенесших заражение коронавирусом? Пандемия, похоже, всех сделала немного циничнее, чем раньше.
Общественность и власти словно взвешивают на внутренних весах: шесть коронавирусных смертей в день – это много или мало для населения страны в 1,3 миллиона человек? А десять смертей? Какое количество потерянных жизней станет основанием для самых жестких карантинных мер, для закупки любых эффективных вакцин вне зависимости от того, кем и где они сделаны и без оглядки на геополитические предпочтения.
Стоит еще сказать, что те, кто так легко рассуждает о геополитике во время пандемии и призывает не пользоваться российской или китайской вакцинами, как правило, сидят в безопасности дома у своих компьютеров. Они не работают за кассами магазинов, не ухаживают за больными в больницах, не ездят в автобусах на работу и обратно, то есть не делают той повседневной работы, что сейчас связана с риском заразиться.
Фактор "жареного петуха" все равно неизбежно сработает
Количество новых ежедневно регистрируемых случаев заболевания превышает тысячу человек, палаты для инфицированных переполнены, врачей не хватает, медики работают на износ, среди тяжелых пациентов, как сообщается, все больше молодых людей, а поставки централизованно закупаемых Брюсселем вакцин нерегулярны. Все эти новости, активно публикуемые местными средствами массовой информации, возможно, еще и не в полной мере отражают тяжесть ситуации.
Но и той информации, что имеется в открытом доступе, достаточно, чтобы оправдать практически любые меры сокращения контактов между людьми вплоть до введения комендантского часа и полного запрета на любые встречи более трех-пяти человек. А также оправдать в глазах каждого разумного человека использование любых эффективных вакцин. Похоже, большая часть населения уже готова простить властям любые шаги, способные сохранить как можно больше жизней.
Фактор "жареного петуха", о котором ранее упоминал один из авторов Baltnews, имея в виду легкомысленное отношение населения к вакцинации, свойственен менталитету вовсе не только россиян. Осознание реальности и масштабов угрозы способствует решительным действиям любого народа, имеющего инстинкт выживания, и, соответственно, сказывается на готовности его правительства принимать тяжелые, заведомо непопулярные меры.
Правительству нечего терять, оно в любом случае проиграет
Проблемы и дилеммы, с которыми в ходе коронавирусного кризиса столкнулись местные власти, ничем особенным не отличаются от тех, что сейчас подвергают испытаниям все правительства Европы. Однако используемые ими способы выхода из кризиса и готовность к решительным срочным мерам, включая закупку вакцин, где только возможно и у кого только возможно, довольно заметно разнятся.
Правительству Эстонии явно не хватает решительности и самостоятельности. Этот кабинет министров, собственно, и формировался для того, чтобы принять на себя удар, справиться с пиком кризиса посредством непопулярных решений, ограничений и запретов, а затем, будучи скомпрометированным в глазах избирателей, распасться. Любое принимаемое им сейчас решение – заведомо проигрышное с точки зрения популярности.
Введет Таллин особо жесткие меры – его впоследствии обвинят в обрушении экономики и чудовищных убытках, не введет – поставят в вину "лишние" смерти. Решатся на закупку российской или китайской вакцин – заклеймят за геополитическую ошибку и "подрыв единства Запада", не решатся – обвинят в попустительстве распространению болезни и опять же в "лишних" жертвах.
Очевидным выходом для государственных властей было бы махнуть рукой на рейтинги политических партий и на свою будущую политическую карьеру и просто начать принимать те решения, которые спасут максимальное количество жизней людей. Без надежды на благодарность и объективность последующей оценки действий – с этим обычно в любом сообществе людей дела обстоят не самым благородным образом.
Естественно, не каждый премьер, не каждое правительство готовы пойти на такие жертвы. Но смогли же принять подобные решения венгры и словаки, а также, вероятно, австрийцы, которые были поставлены в сложное положение из-за нехватки вакцин и договорились об их поставках с Москвой и Пекином.
Тем более, что законодательство и правила Евросоюза позволяют это сделать, и ничем кроме "Как вы могли?!" из уст "геополитиков" Таллину это не грозит.
"Я сделал это, потому что чувствовал это правильным, и я не думаю, что перешел черту", – ответил премьер-министр Словакии Игор Матович коллегам по межпартийной коалиции, которые грозили ему отставкой правительства из-за закупки российской вакцины "Спутник V".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.