Латвийскому комиссару Евросоюза Валдису Домбровскису предстоит совершить почти невозможное – он должен подготовить проект реформы "священного" для Евросоюза Пакта стабильности и роста, а затем постараться убедить все правительства альянса такие поправки принять. Главная проблема состоит в том, что сделать это до сих пор никому не удавалось, хотя о необходимости внесения радикальных изменений в этот документ говорится не первый год.
Считается, что согласовать внесение изменений в краеугольный камень общих условий хозяйствования почти невозможно, так как менталитет и традиции финансистов и экономистов Севера и Юга альянса практически несовместимы.
"Легкомысленное" отношение южных регионов к долгам и дефицитам бюджетов откровенно бесит северян, и они в штыки встречают предложения убрать или хотя бы "подвинуть" предельные значения допустимого номинального дефицита государственного бюджета, который пакт ограничивает тремя процентами от валового внутреннего продукта страны, и государственного долга, разрешаемого этим документом в размере не более 60% от ВВП.
Многие государства альянса, включая и страны Балтии, измеряют степень своей экономической успешности в немалой степени тем, удается ли им соблюдать требования пакта, принятого на вооружение по общему согласию в 1997 году в Амстердаме. А для Северной Европы это считалось как бы само собой разумеющимся, и они чаще других настаивали на наказании южных союзников, нарушающих условия предельных значений долга и дефицита бюджета.
Пакт подразумевает, в частности, что штрафные санкции против страны-нарушителя могут и быть введены, если проекты ее бюджетов на последующие годы предусматривают снижение задолженностей. Северяне считают, что этой поблажки вполне достаточно, чтобы нарушители "экономической дисциплины" могли избежать штрафов.
Однако никто и ни разу за всю историю многократных нарушений требований пакта государствами, в первую очередь, юга Евросоюза, так и не был наказан. А с началом коронавирусного кризиса действие закона и вовсе было приостановлено, поскольку выполнить его требования нет никакой возможности – размеры задолженностей и бюджетных дефицитов резко увеличились вследствие попыток правительств остановить развитие кризиса и поддержать пострадавшие отрасли хозяйства.
Стоит сказать, что задолженности государств еврозоны возросли в среднем до 100% ВВП, долги Италии составляют примерно 160%, а Греции – более 200% ВВП.
Комиссары осторожны в своих реформаторских идеях
Предполагается, что пакт снова будет введен в действие после 2022 года, но вряд ли он вернется в прежнем своем виде, поскольку считается почти всеми европейскими столицами устаревшим и слишком усложненным. Но вот что именно и в каких масштабах необходимо изменить, лишь еще предстоит согласовать.
И сделать это необходимо латвийскому комиссару ЕС Валдису Домбровскису и его итальянскому коллеге Паоло Джентилони, "совокупные" сферы ответственности которых покрывают экономику, финансы, дела еврозоны и торговлю.
Выступая 4 марта перед депутатами профильного комитета Европарламента, Джентилони сказал, в частности, что будет настаивать на пересмотре в новом пакте правил поддержки государственных инвестиций, поскольку во время кризиса капиталовложения бюджетов падают до нуля, а все средства уходят на текущие нужды и латание дыр.
По мысли комиссара, кредиты, которые правительства берут для вложения средств в долгосрочные и, прежде всего, "зеленые" проекты, не следует учитывать при оценке соответствия размеров долга государства требованиям пакта.
Его коллега-комиссар Домбровскис предлагает примерно то же самое, считая необходимым учредить некое "золотое правило", которое разрешит правительствам брать деньги в долг, но лишь на инвестиции, а не латание дыр в бюджетах.
"Есть еще один параметр, от которого мы хотели бы отказаться в контексте упрощения правил (пакта): структурное равновесие и разрыв между фактическим и потенциальным объемами производства, – сказал также Домбровскис. – Эти переменные трудно учитывать и объяснять, а их оценивание довольно непостоянно. Таким образом, мы стремимся уйти от структурных балансов, больше сосредоточившись на контрольных показателях расходов и долговых пределах".
Северяне верят в латыша Домбровскиса
Иными словами, предлагается в будущем не требовать от национальных правительств предоставления всех деталей формирования бюджетных планов, а контролировать их расходные части и размер задолженностей. Но именно относительно разрешенных пределов долгов и предстоит главная "рубка".
Прежние 3% дефицита бюджета вызывают протесты правительств стран юга альянса. И не только их. "Я думаю, дураков нет предлагать "просто вернуться под 3% к какому-то году X", – заявил недавно в интервью глава созданной Еврокомиссией экспертной группы по делам рынков капиталов, авторитетный экономист Томас Вайзер.
По его словам, во время работы в Еврогруппе он немало сил положил на попытки согласовать противоречивые взгляды северных и южных стран на то, как надо реформировать Пакт стабильности и роста, но успеха не добился.
Что ж, такой шанс есть ныне у имеющего два образования Домбровскиса, которого злые скептики в Риге считают лучшим физиком среди экономистов Латвии и лучшим экономистом среди местных физиков. Во всяком случае, север Евросоюза, надо думать, больше полагается на него, чем на представителя "легкомысленной" Италии Паоло Джентилони.
Правда, обычно хмурый Домбровскис ныне выглядит и вовсе тоскливым, что насмешники в брюссельских кулуарах связывают с его мысленными попытками подобрать аргументы, одинаково убедительные как для южан, так и для северян.
Прогноз не сбылся: о скором восстановлении экономики Латвии можно забыть >>>
Латвийский комиссар работает в составе Еврокомиссии второй срок, занимаясь там деньгами, торговлей и экономикой, и, несомненно, вес и авторитет имеет намного более высокий, чем его коллеги из других стран Балтии. Но хватит ли этих его качеств на то, чтобы реформировать Пакт стабильности и роста, покажет лишь время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.