На дне Балтийского моря лежит клад времен мировых войн – химическое оружие, который грозит жизням 40 млн человек. Россия неоднократно призывала мировое сообщество принять меры, чтобы предотвратить угрозу. Однако по непонятным соображениям западные страны пресекают любые обсуждения этой темы. Об этом сообщает издание "Новые известия".
При этом предложение российской страны вполне адекватное – просто изолировать суда, которые затоплены вместе с химическими боеприпасами на борту.
"Немедленно следуют заявления о нецелесообразности и невозможности подъема, перевозки и уничтожения химических боеприпасов. Российские специалисты полностью согласны с этими выводами и никогда не предлагали ничего подобного. Речь идет об изоляции судов, затопленных вместе с химическим оружием прямо на дне, без их разгрузки, или строительства саркофагов", – пишет издание.
Общий объем опасных залежей на дне Балтийского моря составляет более 300 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (ОВ) – иприта, люизита, арсенида и адамсита. При этом в российской акватории лежат всего 12% от общего "наследия" или 35 тысяч тонн. Более того, советские моряки топили БОВ не как союзники – в трюмах старых кораблей, а просто рассеяли их по дну в районе Лиепальского порта и острова Бронхольм. А вот европейский способ ликвидации БОВ несет существенную угрозу.
Сотрудники Атлантического отделения Института океанологии РАН предполагают, что суда затопили предположительно в четырех местах, всего "могильников" насчитывается не менее 42, но не более 65.
"Известны на сегодняшний день точные координаты последнего пристанища на дне 33 кораблей. По нашим данным, еще 18 обнаружены ВМС Швеции в районе Ариендаля. Местонахождение остальных до сих пор неведомо, хотя они должны располагаться поблизости друг от друга", – отмечают эксперты РАН.
Президент международного фонда "Мировой океан", доктор технических наук вице-адмирал Тенгиз Борисов объяснил, в чем заключается основная опасность: боеприпасы, сложенные американцами и британцами в трюмах, представляют собой мину замедленного действия.
"С учетом известной нам скорости коррозийного износа оболочек в морской воде, составляющей от 0,1 до 0,15 миллиметра в год, можно прогнозировать: верхние ряды продавят своим весом истончившиеся корпуса нижележащих боеприпасов".
"Если учесть, что некрополь затонувших судов занимает небольшую площадь, а силы разрушения действуют почти синхронно, то в результате может получиться массовый, или, как выражаются эксперты-химики, залповый выброс отравляющих веществ в водную среду", – пояснил он.
Путем нехитрых подсчетов можно установить, что катастрофа не заставит себя ждать. Если в ближайшее время мировое сообщество не предпримет конкретных действий, то Северное и Балтийское море, а также регион ждут серьезные экологические последствия и не только.
Это также нанесет колоссальный ущерб рыбному промыслу – поскольку ежегодно в Балтийском и Северном морях вылавливают 2,5 миллиона тонн морепродуктов. Пострадают от 80 до 250 миллионов человек, причем как в Европе, так и далеко за ее пределами.
Кроме того, на дне залегает газ – иприт, который с высокой степенью эффективности вызывает поражение наследственных структур – генов и хромосом. Он опасен своим пагубным влиянием на человеческий организм – онкология, мертворождение и дефекты у потомства.