С 1 июля в Евросоюзе и странах Шенгенской зоны начал действовать единый ковид-сертификат European Union Digital COVID Certificate. Заявлено, что документ должен облегчить поездки по Европе, однако уже есть некоторые трудности.
Во-первых, не все страны участвуют в процедуре запуска сертификата с 1 июля. К 30 июня 2021 года к процедуре подключились только 21 из 27 стран Евросоюза. В связи с техническими причинами программа не была запущена в Ирландии, Нидерландах, Румынии, Швеции, Венгрии и на Мальте.
Во-вторых, при регистрации на рейсы введены дополнительные проверки, из-за которых могут вырасти очереди. Кроме того, государства-члены Евросоюза по-прежнему могут вводить ограничения на поездки.
"Таким образом, беззаботного отдыха для привитых пока не предвидится", – цитирует "Российская газета" Spiegel online.
Так называемый ковид-паспорт содержит информацию о дате прививки, названии вакцины, а также может включать данные о недавно сделанном ПЦР-тесте или о перенесенной болезни. Сертификат персональный, существует в бумажном и электронном виде.
Один из главных вопросов касается вакцин, сделав которые, можно получить ковид-паспорт. На данный момент это Biontech/Pfizer, Moderna, AstraZeneca и Johnson & Johnson. Национальные правительства могут принимать и другие вакцины, в том числе препарат российского производства "Спутник V", который признан в некоторых странах ЕС.
В Европейском союзе российская вакцина "Спутник V" вызвала политические дискуссии и споры по теме "глобальной вакцинной дипломатии". По данным на 1 июля 2021 года, Европейское агентство лекарственных средств (ЕМА) не внесло препарат в список официально разрешенных.
По мнению директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина, ЕМА целенаправленно затягивает с регистрацией российского препарата.
"Европейское лекарственное агентство (EMA), которое осуществляет регистрацию всех лекарственных препаратов, тянет. Я не хочу обвинить экспертов и специалистов EMA, но мы достоверно знаем, что эта затяжка связана с соответствующими сигналами, которые поступают из высоких кабинетов Европейского союза", – говорил Нарышкин в эфире "Первого канала".
"Почему это происходит? В этом есть только лишь причины политического характера, или еще присутствует экономический фактор? Не знаю, пусть в этом разбираются сами граждане европейских стран и правоохранительные органы, но мы понимаем, что это просто аморально".