Глава МИД России Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, "Эхо Москвы", "Говорит Москва", "Комсомольская правда" ответил на вопросы по основным проблемам внешней политики и международной повестки. В частности, он затронул темы фальсификации истории и дальнейшего пути, по которому пойдет Россия при выстраивании отношений с США.
Исторический путь – один
"Пару дней назад читал статью в "Комсомольской правде" про учебники истории, которые бывшие республики Советского Союза сейчас издают. Не хочется комментировать, что там пишут эстонцы, украинцы, литовцы, латвийцы. Но что касается стран СНГ, то мы неоднократно обращали внимание на то, что не нужно давать националистам поводы "раскручивать" непростые сюжеты нашей общей истории. Истории, которая в конечном итоге помогла всем народам, проживавшим и проживающим на этом огромном геополитическом пространстве, помогла им наладить в целом ряде случаев свою государственность, создать основы своей государственности", – сказал Лавров.
По его словам, при всем понимании стремления к самоутверждению новых независимых государств, стоит избегать чрезмерных оценок, которые явно и, может быть, преднамеренно играют на руку ультрарадикалам и националистам.
"По нашей инициативе в рамках СНГ в прошлом году было подписано решение о создании комиссии (ассоциации) ученых, одним из главных направлений работы которой будет обсуждение вопросов общей истории. Не думаю, что будут готовиться единые учебники по истории, но методические пособия, которые будут отображать консолидированную точку зрения, ее многообразие с прицелом на конструктивное рассмотрение всех этих вопросов", – подчеркнул он.
Лавров отметил, что МИД России работает с комиссиями историков из Германии, Польши, Литвы. В целом ряде случаев они выпускают совместные документы.
Как общаться с США дальше?
Что касается дальнейших отношений с американцами, то Лавров отмечал, что работа с ними будет продолжаться. Уже сегодня, получив ответ от США по гарантиям безопасности, огромное количество экспертов говорят о том, что Америка и НАТО вряд ли изменят свою позицию.
Лавров и президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивали, что РФ готова принять ответные меры. Главе МИД задали вопрос о том, в каком направлении будет работать министерство для того, чтобы США смогли ответить России на основные вопросы, а не второстепенные: латиноамериканском, европейском (например, при налаживании отношений с Сербией) или иранском?
"Если они настаивают, что не изменят свои позиции, то мы тоже свои позиции не изменим. Их позиция основана на фальшивых доводах. Не вижу возможности для компромисса: о чем договариваться, когда старые решения они откровенно саботируют и перевирают? Мы в разные игры играем: у них, может быть, это бейсбольный мяч, у нас – чижик от лапты", – сказал он.
"Очень важно не пытаться сбросить с себя ответственность, а именно этим сейчас занимаются наши американские и другие натовские партнеры, – добавил Лавров. – Им будет невозможно увернуться от ответа на вопрос, почему они не выполняют то, под чем подписались их президенты о недопустимости укреплять свою безопасность за счет безопасности других".
Он подчеркнул, что связи РФ со странами Латинской Америки, Сербией, Ираном, Китаем и многими другими государствами крепкие. Эти страны, по его словам, ведут себя прилично на международной арене, не пытаются никому односторонне что-либо навязывать. Всегда готовы искать взаимоприемлемые договоренности.
"Эти отношения не подвержены какой-либо конъюктуре: они у нас насыщенные, охватывают экономические, гуманитарные, образовательные, спортивные контакты", – подчеркнул Лавров.
Независимо от того, как пойдет развитие событий по проблеме евробезопасности, Россия эти отношения будет поступательно наращивать, отметил он.
"Ответ по гарантиям безопасности, который мы сейчас получили, обсуждается. Первые оценки уже изложили: он совсем не может нас удовлетворить по главной проблеме – почему Запад не выполняет свои обязательства о неделимости безопасности и игнорирует наши интересы. Сейчас мы сконцентрируемся на получении объяснений, отговорок мы принять не можем", – сказал глава МИД.