Ситуация с рынком продовольствия обострилась из-за непростой геополитической ситуации и положения мировой экономики. На площадке медиагруппы "Россия сегодня" 12 июля прошла пресс-конференция на тему: "Глобальные вызовы продовольственной безопасности".
Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Олег Озеров назвал истоки появления продовольственного кризиса.
"В последние годы проблема выдвинулась на одно из первых мест в мировой повестке. Зачастую наши западные оппоненты упрекают Россию в том, что она якобы своими действиями способствовала углублению продовольственного кризиса, в том числе на африканском континенте. Этот вопрос поднимался с действующим председателем Африканского союза Маки Саллом. В ходе его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным обсуждались проблемы в сфере продовольственной безопасности", – напомнил он.
Эта проблема возникла не вчера, не в контексте специальной военной операции. Если исторически посмотреть на то, как развивался процесс, то изначально цены на продовольствие стали расти еще в 70-е годы прошлого века. Доллар был отвязан от золотого стандарта. Ни Россия, ни Советский Союз здесь ни при чем. В результате начались очень активные спекуляции продовольствием на биржах. Цены стали быстро расти, продолжил Озеров.
"В последние годы страны Запада, прежде всего США и ЕС, в целях преодоления негативных последствий пандемии напечатали огромное количество денег: в Штатах 5 трлн долларов, в ЕС – более 1 трлн. Растущий бюджетный дефицит вкупе с этой ультрамягкой монетарной политикой разогнал спрос. На фоне сохраняющихся протекционистских ограничений в торговле, которые переходят в торговые войны между ключевыми игроками, произошел всплеск инфляции", – заметил эксперт.
По его словам, эти факторы тут же сказались на продовольственном рынке. Согласно данным биржевых площадок, годовые темпы роста цен на пшеницу в 2021 году составили до 25%. К началу февраля – до начала спецоперации – они превышали средний уровень цен за 2017-2021 года от 31% до 61% по разным группам продовольственных товаров.
На Западе широко тиражируется тезис об увеличении этого показателя – цен на продовольствие – на 70% за один месяц с начала спецоперации. В действительности он составляет 4%. Основной рост цен произошел еще до 24 февраля, пояснил Озеров.
"Длительное время стагнировали переговоры в рамках всемирной торговой организации. По мнению специального докладчика ООН, последние 25 лет переговоры по упрощению торговли и устранению торговых барьеров фактически "стояли" по вине США. – добавил эксперт. – В экспертной среде существует мнение о неслучайном взвинченном росте цен на продовольствие с целью насаждения ресурсного дисбаланса в международном разделении труда и переходу к еще одному этапу неоколониальной политики в отношении развивающихся африканских стран".
Это долгосрочные тренды, которые привели к острой ситуации в сфере продовольствия, которая, в первую очередь, бьет по самым бедным странам, прежде всего, Африки, резюмировал он.