Расширение военной инфраструктуры в стратегически важном месте укрепляет западный фланг России и дает адекватный ответ на провокационную активность НАТО в регионе.
Балтийский рубеж
На дальнем западе Ленинградской области, в Финском заливе туманы скрывают гранитные скалы поросшего соснами острова Гогланд. Будучи расположенным на линии фарватера при подходе к устью реки Невы, он закрывает враждебным силам проход к Кронштадту и Петербургу.
Стратегическое положение Гогланда обусловило его историю: остров помнит и сражение между русским и шведским флотами в 1788 году, и британские корабли в Крымскую войну, и краснофлотцев, идущих в атаку на финские позиции. Но даже сегодня Гогланд не отдыхает от своей бурной истории – военные и пограничники несут там свою вахту на балтийском рубеже России.
В начале августа 2019 года российские военнослужащие оборудовали на острове вертолетную базу, в состав которой вошли пять взлетно-посадочных площадок и необходимая инфраструктура: командно-диспетчерский пункт, метеостанция, топливо-заправочный комплекс и пункт технического обслуживания. Несмотря на то, что строительство базы осуществлялось в ходе военных учений, предполагается, что вертодром будет функционировать на постоянной основе.
"Вертодром может принимать все типы транспортных и боевых вертолетов, находящихся на вооружении Западного военного округа. Экипажи армейской авиации Ленинградской армии ВВС и ПВО произвели тренировочные посадки и взлеты с нового вертодрома", – отметили в пресс-службе Западного военного округа. Размещение вертолетной группы и военного контингента на Гогланде позволило России расширить свое присутствие в Финском заливе, и это встревожило соседние страны, входящие в НАТО.
Сюрприз для НАТО
Сам Гогланд, хоть и является самым крупным русским островом в Финском заливе, весьма невелик: около 11 километров в длину и 2,5 в ширину. Однако география его расположения более чем удачна – около полусотни километров отделяет остров от побережья Эстонии, а до финского города Котка и того меньше.
Важность внешних островов Финского залива, в число которых входит и Гогланд, была понятна еще с того момента, как Петр I начал строить Санкт-Петербург.
И сегодня с помощью новой вертолетной площадки Россия может гарантировать, что ни подводные лодки и корабли НАТО, ни самолеты не смогут получить доступ к стратегически важному городу.
Появление вертолетной базы на острове стало неприятным сюрпризом для балтийских стран, входящих в Североатлантический альянс. "Похоже, что Путин теперь пытается усилить свое присутствие в Финском заливе. Я думаю, что это сигнал Финляндии, но и нам тоже. Это еще раз показывает, что у Путина есть экспансионистские намерения", – поспешили заявить в Эстонии. По мнению отставного генерала и депутата Рийгикогу Антса Лаанеотса, это свидетельствует о "стремлении России укрепить свое военное влияние и восстановить контроль над постсоветским пространством".
Такая риторика стала уже привычной: прибалтийские государства регулярно выражают протесты после каждого усиления Калининградской области или проходящих в Западном военном округе российских военных учений. При этом об усилении военного присутствия и демонстрации силы говорят страны, фактически превратившиеся в полигон для маневров войск НАТО.
Укрепляя границы
Финляндия имеет тесные отношения и активно сотрудничает с Североатлантическим альянсом, а Эстония входит в него с 2004 года. При этом Таллин уже долгое время акцентирует внимание на необходимости предоставить стране защиту от "российской агрессии". Антироссийская риторика принесла определенные плоды: на территории Эстонии расквартированы войска и базы альянса – кстати, военная база НАТО в эстонском городе Тапа расположена всего в 150 километрах от российской границы. В Эстонии регулярно проходят натовские учения: "Яростный ветер", "Весенний шторм" и многие другие.
Придвигая военные базы максимально близко к границам России, в этот раз альянс столкнулся с тем, что новый российский вертодром оказался буквально у него под носом. Разумеется, по мнению натовских военных, постройка Россией новой базы в Финском заливе указывает на ее немирные и экспансионистские намерения. При этом, должно быть, желания прибалтийских политиков, чтобы отряды США и НАТО увеличили свое военное присутствие в регионе, выглядят проявлениями пацифизма и миролюбия.
Вряд ли вертолетная база на Готланде несет в себе прямую угрозу для прибалтийских стран. С этим согласен и министр обороны Эстонии Юри Луйк: "Я бы сказал так: ничего особенного там не происходит, и никакой причины для того, чтобы быть очень взволнованными, у нас нет". Впрочем, сомнительно, что Таллин полностью проигнорирует новый вертодром – разумеется, и Эстония, и Финляндия будут внимательно следить за его использованием и дальнейшим развитием. "Эксперты из Министерства обороны постоянно следят за расположением и перемещением воинских частей в окрестностях Эстонии, в том числе за деятельностью на острове Гогланд", – заявил представитель эстонского министерства обороны Андрес Сааг.
Российское руководство не перестает заявлять, что Россия не имеет агрессивных намерений и не собирается нападать на какую-либо страну НАТО. Укрепление оборонной инфраструктуры, в свою очередь, выглядит логично в свете постоянного наращивания присутствия НАТО в регионе, однако не несет в себе поводов для беспокойства, что признают и в альянсе. Гогланд пережил немало за свою историю – вероятно, можно рассчитывать, что он останется островом стабильности в эти неспокойные для Балтики времена.