В так называемых мешках КГБ – 50 тысяч листов дел оперативной разработки на 23 тысячи человек, привлеченных к агентурной деятельности с 1953 по 1987 год: там и агентура, и резиденты, и держатели конспиративных квартир, и деятели науки и культуры, привлеченные к сотрудничеству с КГБ.
Предоставляя доступ к этому "каталогу" в год парламентских выборов, одновременно с празднованием столетия республики, ряд политиков надеется на повышение рейтингов. Однако публикация одних лишь имен вряд ли обеспечит желаемое общественное доверие в долгосрочной перспективе. После того, как имена будут опубликованы, открытым останется вопрос о том, что же эти люди делали.
Опасным последствием этой публикации для властей является усиление всеобщей убежденности в том, что государство "прикрывает" бывших агентов КГБ.
Нахождение бывших агентов КГБ на должностях в госуправлении невозможно, поскольку спецслужбы тщательно проверяют претендентов на эти должности, заявлял в конце 2017 года президент Латвии Раймонд Вейонис. В отношении обнародования содержимого архивов КГБ президент напомнил, что Сейм уже дал согласие, однако вопрос в том, насколько уместно обнародовать эти документы.
Проблемы в исследовании документов Комиссией были связаны в основном с доступом к "мешкам ЧК", поскольку они находятся в Центре документирования последствий тоталитаризма, в помещениях Бюро по защите конституции (БЗК). Разногласия между Бюро по защите Конституции и комиссией по научному изучению документов КГБ о допуске к находящимся в помещениях БЗК документам КГБ Вейонис назвал искусственно созданным конфликтом.
Глава Комиссии Карлис Кангерс так не считает. Разочарованный конфликтом с БЗК, Кангерс заявил, что не только государство покрывает агентов КГБ, но также и "бывшие сотрудники КГБ работали в латвийских учреждениях безопасности". Эти обвинения БЗК и Полиция безопасности Латвии отрицают.
Задержка в долгожданной публикации материалов КГБ еще больше усиливает антиправительственные настроения внутри латвийского общества, отмечает Foreign Policy Research Institute. Несмотря на систематическую проверку госслужащих и кандидатов на выборах, сохраняется общее мнение о том, что бывшие агенты КГБ все еще могут скрываться среди государственных чиновников. Эта точка зрения способствует популярности ряда партий, таких как Региональное объединение или "От сердца – Латвии", лидер которой, Ингуна Судраба, подозревается в тесных связях с Россией.
Праворадикальный Нацблок, который, несмотря на многие годы в составе правящей коалиции, считает себя "политическим аутсайдером", также выигрывает от этого скандала. Руководители их главного конкурента – Новой Консервативной партии – бывшие сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Поскольку конфликт между БЗК и Комиссией способствует возрастанию общественного недоверия к государственным учреждениям, KNAB также достанется, что повлияет на шансы партии на выборах.
Законопроект об "открытии мешков ЧК" используется для политических игр, говорит старший эксперт Латвийского национального архива, один из исследователей Комиссии Гинтс Зелменис. "Возможно, у меня лично давно есть ощущение, что мы, исследователи Комиссии, сами того не зная, стали пешками в каких-то играх – в политических, или еще каких, я не знаю. В любом случае, то, что у нас за спиной появились идеи, которые никоим образом не вытекают из наших исследований – это факт", – сказал он.