Отношения между Западом и Россией обострились в 2014 году, тогда, в рамках ответных санкций США и ЕС, было введено эмбарго на многие товары западного производства. В список попали говядина, свинина, птица, молочная продукция, фрукты, орехи и сыр. Сильнее всего изменился сырный рынок. После обоюдного введения санкций доля импорта в потреблении изменилась с 45-48% до 20-23%.
Подобное положение продовольственного статуса России не может не радовать, поэтому, когда в рамках дискуссионного клуба "Валдай" зашел разговор о сыре, не удивился никто.
"Сыр стал барометром отношений страны с Западом – худших со времен холодной войны", – отмечают в Financial Times (FT).
С российских прилавков исчезли швейцарский "Грюйере", французский "Бри" и многие другие сыры западного производства. Некоторые российские предприниматели поймали эмбарго-волну. Один из россиян, воспользовавшихся ситуацией, – Олег Сирота, фермер, сыровар, победитель XIV Сырной олимпиады в Австрии. По мнению FT, Олег воспользовался "образовавшимся на рынке дефицитом, чтобы создать перспективную местную молочную промышленность".
Теперь уже известный сыровар в рамках дискуссионного клуба сказал Владимиру Путину: "Я хотел поблагодарить вас за санкции. Наш сыр вкусный, твердый и дешевый. Мы вообще сейчас собираемся на экспорт выходить. Содрогнутся Вена, Мюнхен и Берлин в следующем году от нашего сыра. Уверяю, мы уже договорились".
Сам Сирота рассказал в интервью Baltnews.lv, что планирует выйти на международные рынки и занять там свою нишу.
"Чтобы переубедить неверующих соотечественников, хочется выйти на европейские рынки и показать свой сыр", – отметил он в разговоре.
Не только сыроделие переживает бум, его достигло и производство говядины, свинины, что раньше было только в мечтах предпринимателей.
"Лучшие рестораны Москвы с гордостью популяризуют местные стейки", – отмечают в издании.
В FT также утверждают, что Россия все же не смогла и вряд ли сможет полностью избавиться от оборудования западного производства.
"Богатые москвичи по-прежнему предпочитают покупать автомобили BMW немецкого производства, а не те, что собирают в России. Такие новые масштабные энергетические и нефтехимические проекты, как "Ямал СПГ", строятся с помощью корейского оборудования и с привлечением французских и немецких подрядчиков", – пишет Financial Times.
Отсутствие аналогов местного производства, считают они, "срывает попытки Кремля предпринимать контрмеры в виде запретов на импорт в ответ на западные санкции".
Чем еще помогло продуктовое эмбарго?
Продовольственное эмбарго помогло многим производителям овощей, мяса, фруктов не только закрепиться на продовольственном рынке, но и успешно конкурировать с зарубежными производителями. К примеру, группа "Белая дача", занимающаяся переработкой овощей, смогла запустить четыре новых сельскохозяйственных проекта в четырех регионах.
Председатель наблюдательного совета и основатель группы "Белая Дача" Виктор Семенов заметил, что "это стало возможно благодаря новым разделам госпрограммы поддержки и развития АПК, которые появились как следствие продовольственного эмбарго".
Однако, несмотря на эмбарго, производителям не стоит забывать и о качестве собственной продукции.
"Первоначальный эффект от эмбарго в виде расширения рынка для отечественных производителей практически сведен к нулю за счет роста внутреннего производства", – передает РИА Новости слова заместителя гендиректора группы "Дамате" Андрей Григоращенко.
Поэтому эффективность и качество производства приобретает все большее значение на российском продовольственном рынке.