С-400 сегодня – одна из наиболее обсуждаемых ракетных систем в мире. Она способна поражать практически все воздушные цели. Ни одни военно-воздушные силы не хотят вступать в борьбу с российскими зенитными ракетными системами. С-400 способна одновременно взять прицел на 80 различных вражеских самолетов, дронов и крылатых ракет на расстоянии в 400 километров и засечь боевые самолеты-невидимки, ранее уклонявшиеся от обнаружения.
Но главная опасность С-400 – ущерб, который она нанесла антироссийской программе санкций Вашингтона и стремлениям США изолировать Россию от остального мира, отмечает Financial Times.
За прошедший год соглашения о покупке С-400 подписали Турция и Индия, первые поставки по своему контракту получил Китай, а Саудовская Аравия, Катар и Ирак начали переговоры о сделках по приобретению находящихся под санкциями систем.
Само наличие С-400 на вооружении той или иной армии уже вызывает беспокойство у соседей, отмечает The National Interest. Например, Исламабад считает, что приобретение Индией у России зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф" дестабилизирует обстановку в Южной Азии и приведет к новой гонке вооружений, говорится в сообщении МИД Пакистана.
Западные санкции должны были "изолировать" Москву от остального мира, "отрезав" ее критически важные отрасли. Установленные на грузовиках ракетные пусковые установки – пример того, как эти усилия потерпели неудачу.
Санкции были призваны ограничить доступ России к внешнему финансированию, торговле и дипломатической поддержке, чтобы заставить президента Владимира Путина изменить свой политический подход. Изначально направленные против российских политиков, энергетики и ВПК страны, санкции стали все более узконаправленными против частных лиц и бизнеса.
Но сделать Россию международным изгоем не удалось, пишет Financial Times.
Дружба с Китаем, которая становится все более тесной, обеспечила РФ международными финансами, новыми торговыми возможностями и дипломатическим весом. Москва также углубила связи с целым рядом стран Ближнего Востока, от Турции до Израиля, от Саудовской Аравии до Ирана, расширив свое влияние в регионе, пока Америка колебалась.
Постоянные визиты политиков России в Евросоюз, прямые иностранные инвестиции европейских корпораций и сохраняющийся спрос на российский экспорт нефти и газа опровергают воинственную риторику Брюсселя.
"Изоляция невозможна, это понятно, – отметил в беседе с Financial Times Андрей Быстрицкий, председатель дискуссионного клуба "Валдай", российского аналитического центра. – Это было возможно 30 лет назад, в советское время. Тогда было всего два блока. Но сейчас есть куда больше вариантов".
С Россией, вопреки риторике, сотрудничают по "Северному потоку–2".
British Petroleum – один из крупнейших иностранных инвесторов в России благодаря своей крупной доле в "Роснефти" – нефтяной компании, которая находится под санкциями.
Американский аэрокосмический гигант Boeing этим летом открыл в Центральной России завод по производству титановых компонентов.
Немецкий концерн Daimler строит в Подмосковье завод, который заработает в начале следующего года.
Западные дипломаты в Москве в частном порядке признают, что санкции не смогли достичь эффекта, которого желали многие вводившие их правительства.