Минск решил порвать с Москвой. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко сообщил, что возможный отказ Москвы от компенсации Минску налогового маневра в нефтяной сфере может привести к потере ею "единственного союзника в западном направлении", пишет РИА Новости.
"Мы не можем в союзе Беларуси и России ухудшать дальше положение белорусов. Еще раз подчеркиваю: мы и так живем значительно беднее, нежели наши старшие братья, наши союзники", – заявил Лукашенко.
Но получится ли у Белоруссии порвать отношения с Россией и найти новых союзников?
Лукашенко – властный лидер, однако Минск во многом зависит от Москвы в энергетической, финансовой и военной сферах. Проблема после разрыва Россией может коснуться и поиска потенциальных союзников.
"Перспектива на обретение новых союзников появится, только если произойдет какое-нибудь чудо", – отмечают в Polityka.
По мнению России, угрозы Лукашенко об ухудшении отношений с Москвой ничего не значат, а в России не собираются прекращать сотрудничество.
"Что касается высказываний господина Лукашенко Белоруссия – наш надежный союзник, партнер. Курс на расширение стратегического взаимодействия с Минском не подлежит сомнению. Это закреплено, в частности, в концепции внешней политики нашей страны. Мы считаем, что в рамках Союзного государства еще много можно сделать, чтобы повысить эффективность данного интеграционного формата. С этой целью создана соответствующая российско-белорусская рабочая группа", – отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Нет объединения
В свете разговоров об объединении России и Белоруссии Лукашенко заявил, что вопрос этот не стоит на повестке дня.
"Я называю эти вопросы очень глупыми, притянутыми за уши для обсуждения в нашем обществе", – сказал президент.
В России будет реализован налоговый маневр в нефтяной сфере, который предусматривает обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. У Белоруссии возникают дополнительные издержки из-за возможного увеличения цен на российскую нефть. Так, Минск оценивает свои потенциальные потери в сумму до 11 млрд долларов.