– Чего ожидать от предстоящего визита президента Лукашенко в Латвию?
– В первую очередь, крайне важно, что этот визит происходит в одну из наших соседних стран. Мы всегда выступали с точки зрения добрососедства. Мы сторонники того, чтобы было меньше конфликтов.
– НАТО сейчас увеличивает военное присутствие на восточном фланге. Как это может повлиять на ход встречи?
– Очень существенно, что встречи лидеров на самом высоком уровне всегда могут поменять вектор развития событий. Возьмем недавние встречи президента США Дональда Трампа с северокорейским лидером Ким Чен Ыном и с президентом России Владимиром Путиным. Существенно то, что сейчас лидер Беларуси договаривается с руководством Латвии о том, что белорусское направление им очень важно и, честно говоря, без него им будет сложнее.
– Какие сферы сотрудничества являются приоритетными?
– Как для Литвы, так и для Латвии принципиально важно, чтобы Беларусь продолжала с ними экономическое сотрудничество. Потому что именно через нас на них идет основной товаропоток. Мы пытаемся выступать в качестве полюса примирения в регионе. Мы хотим сделать так, чтобы страны, которые присутствуют в региональной политике, не увлекались противостоянием, не забывали о своих насущных экономических интересах, а понимали, что только сотрудничество, только общие интересы, проекты могут оказаться полезными и важными. Без них мы не можем двигаться вперед.
Есть надежда, что наш глава государства активно эту идею будет проводить при встрече с руководством Латвии. Это самое главное, чего мы ждем от визита.
– Глава белорусского МИД Владимир Макей встречался в Риге со своим латвийским коллегой Эдгаром Ринкевичем. Макей заявил, что Белоруссия продолжит использовать латвийскую портовую инфраструктуру для перевалки своих нефтепродуктов. Некоторые эксперты высказали мнение, что это будет возможно до тех пор, пока Латвия продолжит сохранять нейтралитет по вопросу строительства Островецкой АЭС. Вы согласны с этим?
– Я согласен с этим. Даже если брать Литву, сейчас есть битва между двумя группами по интересам. Есть те, кто хочет видеть белорусско-балтийское сотрудничество в виде Клайпеды или Риги, есть те, кто, наоборот, напирает с подачи определенных сил в нашей стране на то, что надо бороться, в первую очередь, с Беларусью, с Белорусской АЭС. Хотя Белоруссия, Латвия и Литва и даже Польша только выигрывают от ее создания. Поскольку это так, очень важно, что в рамках этого визита эта тема будет затронута.
Позиция балтийских стран не настолько однозначна, как иногда это можно видеть по неким нашим оппозиционным ресурсам. Они подают это дело как – вот, Балтийские страны борются с Беларусью, с АЭС. Нет, это не так. Есть лагеря. Один из них настаивает на том, что они понимают, что без Белоруссии их товарооборот резко падает. Крайне резко. Очень важно сохранить Беларусь как партнера. Без нас им будет плохо.
Визит расставляет точки над i, позволяет увидеть в действии миротворческий потенциал. То есть, как мы можем договориться, как мы можем примирить все стороны в регионе. Мы пытаемся выступить в роли полюса стабилизации, полюса миротворчества в условиях давно идущей холодной войны.
– В каком формате может осуществляться эта дипломатия?
– С моей точки зрения, это только двусторонние какие-то вещи. Опыт последних лет показывает, что ничего не выходит из больших форумов. Только двусторонний формат. Вот как Трамп с Путиным и Трамп с Ким Чен Ыном. Этот опыт показал, что только двусторонние переговоры могут сдвинуть с мертвой точки какие-то заевшие конфликты. Только двусторонний формат. Где-то на личной харизме лидеров, на понимании того, что надо преодолевать возникшие нехорошие моменты.
Истеблишмент ряда стран давно увидел в конфронтации ряда стран питательную среду для себя. Для поднятия своего рейтинга, для получения дополнительных возможностей по финансированию. Я не думаю, что в этом заинтересованы народы региона.