"Население встретило части Красной Армии как освободителей Польши". О чем сказано в рапорте маршала Жукова

© ria.ru

Обнародован рапорт маршала Георгия Жукова об освобождении Польши.

Российское историческое общество на заседании в МИА "Россия Сегодня" обнародовало рапорт командующего войсками 1-го Белорусского фронта маршала Георгия Жукова об освобождении Польши, поданный им 29 января 1945 года в Государственный комитет обороны. В документе говорится о действиях советских войск и ситуации на территориях, освобожденных от нацистов.

"За 17 дней наступательных боев войсками фронта пройдено до 400 км. Вся западная часть Польши в полосе 1-го Белорусского фронта очищена от противника, а польское население, пять с половиной лет угнетавшееся немцами, освобождено", – отмечается в документе.

По словам маршала Жукова, "стремительное продвижение войск воспрепятствовало гитлеровцам разрушить города и промышленные предприятия, железные и шоссейные дороги, не дало им возможности угнать и истребить польское население, вывезти скот и продовольствие".

Маршал отмечает, что удалось спасти промышленные предприятия вместе с оборудованием и сырьем в значительной части польских городов.

Судьба Варшавы, как становится ясно из текста документа, оказалась плачевной: "Фашистские варвары уничтожили столицу Польши – Варшаву, с жестокостью изощренных садистов гитлеровцы разрушили квартал за кварталом. Спровоцированное лондонским польским эмигрантским правительством и руководством Армии Крайовой в августе – сентябре 1944 года восстание в Варшаве завершило разрушение города". Общее положение дел в столице Польши Жуков охарактеризовал образно: "Город мертв".

Население бурно выражало свои симпатии Советскому Союзу.

Среди документов, опубликованных Министерством обороны РФ, есть политдонесение Политотдела 1-го Белорусского фронта начальнику ГлавПУРККА о ситуации в освобожденном польском г. Радом и Варшаве от 18 января 1945 года.

В донесении сравнивается отношение к Советскому правительству и Временному Правительству Польши в городах и селах Люблинщины и Радоме.

"На Люблинщине местное население открыто и бурно выражало свой восторг и свои симпатии Советскому Союзу и Красной Армии. Во всех городах и селах стихийно возникали митинги, население вывешивало национальные флаги и транспаранты с надписями, приветствующими Красную Армию. Ничего этого в Радоме не наблюдается. Наоборот, в отношениях населения к нам замечается сдержанность".

Причиной этого в донесении называется пропагандистская и агентурная работа с местным населением "аковцев" (Армия Крайова), а также польского правительства в Лондоне.

Варшава подверглась изощренному разрушению. Не было ни одного неповрежденного здания. При отступлении немцы поджигали все, что могло гореть, минировали относительно уцелевшие здания и даже развалины. Культурные ценности были разрушены или разграблены.

"Польское население населенных пунктов, освобожденных от немецких захватчиков, встречает части Красной Армии с большой радостью и в беседах с ненавистью рассказывает о годах, прожитых в немецкой неволе, об унижениях и издевательствах, которые чинили немецкие захватчики на польской земле", – говорится в политдонесении начальника политического отдела 60 стрелковой дивизии "О беседах с польским населением" от 23.01.1945.

В информационной справке Политуправления 1-го Украинского фронта говорится о положении в районах Польши, освобожденных войсками фронта в период наступления – о том, насколько тепло встречали войска Красной Армии в городах Тарнув, Зелув, Бжезне, Мехув, Буско, Сухеднюв.

"Подавляющее большинство польского населения повсеместно встретило части Красной Армии как освободительницу. Представители всех слоев населения обращались к воинам Красной Армии со словами благодарности за освобождение польского народа от немецкой оккупации, приглашали бойцов и офицеров к себе в квартиры", – отмечается в справке.

Интерес представляет описание похорон двух погибших советских летчиков, которые состоялись 6 февраля 1945 г., и "превратились в мощную демонстрацию любви и благодарности к Красной Армии":

"Гроб, венки, памятник были сделаны польским населением. Польские девушки и дети несли огромное количество венков и живых цветов. На венках были надписи – "Героическим советским летчикам от благодарных польских девушек", "От благодарных детей – своим освободителям". На братской могиле был проведен траурный митинг".