Страны-члены НАТО подписали в Брюсселе протокол о вступлении в альянс Северной Македонии. Об этом сообщается на сайте блока.
Today is a historic day. All #NATO Allies have signed the Accession Protocol with 🇲🇰, which will bring more security & prosperity to the whole region. I look forward to the day when 30 flags will fly outside NATO HQ. pic.twitter.com/trPtvsn3MD
— Jens Stoltenberg (@jensstoltenberg) 6 февраля 2019 г.
Теперь Скопье может участвовать в совещаниях НАТО. Но чтобы Северная Македония получила полное членство, протокол должны ратифицировать все действующие участники альянса.
Ради вступления в НАТО страна пожертвовала своим названием – теперь это официально не Македония, а Северная Македония. Это требование выдвигала Греция. Именно Афины блокировали вступление Македонии в блок из-за давнего спора. Спор между Македонией и Грецией по поводу названия бывшей югославской республики, совпадающим с наименованием северной греческой области, велся на протяжении 25 лет. Переговоры были затяжными и сложными.
Скопье и Афины 12 июня пришли к соглашению относительно официального наименования Македонии – "Республика Северная Македония". Проблема заключалась в том, что договорился об этом премьер-министр Македонии Зоран Заев.
13 июня в телеобращении к народу президент Македонии Георге Иванов заявил, что решение заключить с Грецией договор о названии страны является личным решением премьера Зорана Заева и министра иностранных дел Никола Димитрова. Иванов добавил, что не поставит под соглашением свою подпись – его позиция окончательна, и он не отступит под каким-либо давлением или угрозами. Президент подчеркнул, что возможное вступление в ЕС или НАТО не является достаточным основанием для смены названия страны.
Согласно Конституции Македонии, международные соглашения может заключать как президент, так и правительство. Ратифицирует соглашения парламент, но президент обладает правом вето.
Чтобы утвердить это решение, а также получить согласие населения на вступление в НАТО и ЕС, в стране был организован референдум. Противники переименования страны бойкотировали голосование. В итоге необходимый порог явки в 51% достигнут не был – свои голоса отдали только 37% жителей страны, из них более 90% высказались в поддержку предлагаемого властями плана.
Глава избирательной комиссии назвал референдум несостоявшимся, но македонские власти проигнорировали этот факт. Парламент принял соответствующие поправки в Конституцию, окончательно закрепив результаты нелегитимного референдума.
Решение властей вызвало возмущение как в Македонии, так и в Греции, где прошли массовые акции протеста. По мнению греков, такое изменение называния недостаточно. Они не исключили, что даже называясь Северной Македонией, соседи все равно смогут выдвинуть территориальные претензии.
Помимо принесенного в жертву названия, в Македонии присвоили албанскому языку статус второго официального.
Напомним, албанцы добивались федерализации Македонии – разделении ее по этническому признаку на албанскую и македонскую части. Не секрет, что в Тиране мечтают о создании "Великой Албании" – путем отторжения территорий Македонии, населенных албанцами, которых в республике 25%.
Президент самопровозглашенной "Республики Косово" Хашим Тачи в 2017 году угрожающе отмечал, что "албанцы в Македонии должны взять ситуацию в свои руки".
В 2001 году в Македонии произошел конфликт между македонцами и албанскими сепаратистами. Тогда на территорию страны для разрешения конфликта были введены войска НАТО. Многие эксперты считают, что США пытались разыграть в Македонии косовский сценарий.
Многие жители Македонии, включая президента страны Георге Иванова, расценили присвоение албанскому языку статуса второго государственного как еще один удар по национальным интересам страны – вкупе с инициативами по смене названия государства.
Македония станет четвертым участником НАТО на Балканах. Ранее к альянсу присоединились Хорватия, Албания и Черногория. Активность альянса в этом регионе вызывает беспокойство Москвы:
"Мы видим, что НАТО и Евросоюз наращивают усилия по дальнейшему "освоению" региона. Такие действия ведут к дальнейшей дестабилизации архитектуры безопасности в Европе, росту напряженности, появлению новых разделительных линий", – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.