В ходе штурма Берлина советский воин, рискуя жизнью, под немецким огнем на руках вынес из-под обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Сержант свой поступок подвигом не считал, тем более, что таких случаев в ходе штурма Берлина было немало, но его действия стали широко известны благодаря многочисленным очевидцам, пишет портал История.рф. Этот поступок послужил идеей для монумента Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине.
Героя звали Николай Масалов. В армию его призвали 10 декабря 1941 года в Тисульском районе Кемеровской области. Николай воевал с апреля 1942 года в составе 284-й стрелковой дивизии. Он прошел Сталинград, участвовал в жестоких рукопашных схватках у завода "Баррикады", защищал Мамаев курган. Николай был ранен дважды, отмечен боевыми наградами.
После победы под Сталинградом дивизию переформировали в 79-ю гвардейскую дивизию. С ней Николай прошел все бои – до самого конца войны: были бои на Северском Донце, форсирование Днепра, марш от Вислы до Одера, который он проделал, будучи раненым, с забинтованной головой, штурм Берлина. За это время он был ранен еще дважды. Он совершил немало подвигов – это подтверждают наградные листы. Масалов стал кавалером очень ценимого фронтовиками ордена "Слава". В ходе штурма Берлина ему доверили почетную должность знаменщика: он первым водружал красные флаги на захваченных опорных пунктах и важных зданиях врага.
До Победы оставались считанные дни. Утром 30 апреля 1945 года гвардейцы 220 стрелкового полка 79-й дивизии готовились занять важный узел обороны противника – аэродром Темпельхоф. Путь к нему лежал через Ландвер-канал – на противоположном его берегу у нацистов была серия мощных опорных пунктов. Советские войска заранее готовились к атаке. Держа в руках знамя, Николай Масалов услышал детский плач – действительно, на вражеской стороне канала плакал ребенок. Николай оставил знамя и обратился к командиру.
"Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он", – попросил у командира Масалов.
Командир отвечал: "Не пройдешь же, сержант, ухлопают немцы!" – "Пройду, я знаю как".
Гвардеец был настойчив. Командир неохотно отпустил его. Масалов побежал к мосту, незамеченным для врага он совершил рывок, прополз по мосту и исчез из вида наших передовых дозоров. Заметив сержанта, немцы начали стрельбу. Установилась напряженная тишина. До начала артподготовки оставались минуты.
За действиями Николая наблюдал маршал Чуйков:
"…Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка. Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки… Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Ждали пять, десять минут… Неужели напрасно рисковал Масалов?", – цитирует его воспоминания История.рф.
Сослуживцы Масалова подготовились к броску. С другой стороны канала раздался голос Николая: "Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!".
Гвардейцы открыли огонь, прикрывая товарища. Сквозь пули и осколки, прижимая к груди маленькую девочку, бежал к советским позициям гвардеец Николай Масалов. Он достиг цели, перепрыгнул через ограду и, укутав ребенка в плащ-палатку, передал девочку подоспевшим санитаркам. Николай вновь взял в руки боевое знамя, полный решимости как можно скорее закончить эту войну. В этот день аэродром Темпельхоф был взят.