В соцсетях разразилась бурная дискуссия о роли Карлиса Улманиса в истории Латвии. Все началось с твита главы МИД Латвии Эдгара Ринкевича:
"85 лет назад Карлис Улманис сделал государственный переворот, дальнейший ход истории подтвердил, что "вождь" не смог решить всех проблем и противостоять агрессии, в наши дни это напоминание тем, кто очень хочет "сильной руки". Демократия является основой государственности Латвии!" – написал Ринкевич.
Pirms 85 gadiem Kārlis Ulmanis īstenoja valsts apvērsumu, tālākā vēstures gaita apliecināja, ka “vadonis” nespēja atrisināt visas problēmas un pretoties agresijai, mūsdienās tas ir atgādinājums tiem, kas tik ļoti vēlas “stingru roku”. Demokrātija ir Latvijas valstiskuma pamats!
– Edgars Rinkēvičs (@edgarsrinkevics) 15 мая 2019 г.
Не все пользователи согласились с министром. Многие засомневались в такой оценке роли Улманиса и в латвийской демократии в целом.
"Демократия с коррупционными скандалами и постоянными ссорами привела к вождю, который привел к потере независимости. Может быть, во всем виновата демократия", – написал Мунтис Грубе.
Demokrātija ar korupcijas skandāliem un nemitīgo ķildošanos noveda pie vadoņa, kas noveda pie neatkarības zaudēšanas. Varbūt demokrātija bija pie visa vainīga.
– Muntis Grūbe (@muntisG) 15 мая 2019 г.
"Нет в Латвии демократии. Исполнительная власть и законодатели срослись, как сиамские близнецы", – считает Нормундс.
Nav Latvijā demokrātijas. Izpildvara un likumdevējs ir saauguši, kà siāmas dvīņi.
– Normunds K. (@n_karklinz) 15 мая 2019 г.
"Если бы была демократия, все проблемы бы решились и нас никто не оккупировал?" – задал риторический вопрос Валтерс Митанс.
Ja būtu demokrātija, visas problēmas tiktu atrisinātas un mūs neviens neokupētu?
– Valters Mitans (@viuksmp) 15 мая 2019 г.
"Начнем с того, что сейчас нет ни вождя, ни демократии. И, возвращаясь к истории, демократия не смогла противостоять агрессии, или сама была ее инициатором. Не надо путать "сильную руку" и желание видеть четкую, понятную политику с поддерживаемыми приоритетами, а не бормотание", – поделился своей точкой зрения пользователь под ником MeşhurKarınca.
Sāksim ar to, ka pateiz nav ne vadoņa ne demokrātijas. Un atgriežoties vēsturē, arī demokrātijas nespēja pretoties agresijai, vai pašas bija tās iniciatores. Nevajag jaukt "stingru roku" un vēlēšanos redzēt skaidru, saprotamu polītiku ar atbalstītām prioritātēm, ne murmināšanu.
– MeşhurKarınca (@MeshurKarinca) 15 мая 2019 г.
"Карлис – единственный, кто смог решить все проблемы. И единственный, кто смог приподнять страну на мировой уровень. Благодаря Карлису мир узнал, что такое Латвия и латыши. Спасибо Карлису за это. А тебе, мальчик, никогда не достичь признания Карлиса", – ответил главе МИД некто Ziemas Ezis.
Kārlis - vienīgais kurš spēja atrisināt visas problēmas. Un vienīgais kurš spēja valsti iznest Pasaules redzes lokā. Pateicoties Kārlim Pasaule uzzināja kas ir Latvija un latvieši. Paldies Kārlim par to. Un Tev puisīt nekad nesasniegt Kārļa atzinību.
– Ziemas Ezis (@ZiemasEzis) 15 мая 2019 г.
Нашлись и те, кто поддержал Ринкевича. Среди них историк Эдгар Энгизерс.
"Если какой-то день и объявлять траурным днем, то это должно быть 15 мая. Государственный переворот – одно из самых больших преступлений против латышского народа, который приготовил почву к дальнейшей советской оккупации", – написал историк Эдгарс Энгизерс.
Ja kādu dienu būtu jānosaka par sēru dienu, tad tas būtu 15.maijs. Valsts apvērsums ir viens no lielākajiem noziegumiem pret latviešu tautu, kas sagatavoja augsni turpmākajai padomju okupācijai. https://t.co/zFkwJ2QtE7
– Edgars Engīzers (@EngizersE) 15 мая 2019 г.
Напомним, антиконституционный захват власти в Латвии премьер-министром Карлисом Улманисом произошел 15 мая 1934 года. Переворот прошел бескровно, общество не выступило с протестами. В результате переворота Улманис приостановил действие Конституции, распустил парламент и все политические партии, закрыл ряд газет. В ночь с 15 на 16 мая 1934 года все правительственные здания в Риге были заняты войсками, полицией и айзсаргами. 20 июля 1940 года межвоенный диктатор Карлис Улманис сложил с себя президентские полномочия и получил разрешение вывести из страны 1000 долларов США.
Личность Улманиса с точки зрения истории не выдерживает никакой критики, считает историк Армен Гаспарян. "Никаким записным демократом Улманис никогда в жизни не был. Вся его деятельность – это заторможенная, с учетом специфики этого чудесного региона Балтии, попытка создать некий аналог обычного национал-социализма германского типа со всеми атрибутами, которые свойственны именно этому типу государственного устройства", – сказал он в интервью Baltnews.
Речь идет также о военизированных организациях – айзсаргах и угунскрустсовцах. Некоренное население Латвии, по словам Гаспаряна, в ту эпоху испытывало проблемы. "А что, в конце концов, случилось с немцами? Немцы там жили исторически, в Курляндии. А потом вдруг их начали оттуда выдавливать. Кто же это сделал? Мы с удивлением обнаруживаем, что это был тот самый записной демократ, которому надо ставить памятники, и чем с большей помпой это все будет происходить, тем лучше", – иронизирует историк.