В отношении латвийского переводчика Государственной погранохраны начат уголовный процесс по подозрению в помощи мигрантам в незаконном пребывании на территории Латвии, сообщила погранслужба.
В ходе проверки содержания мигрантов пограничники выяснили, что четверо граждан Ирака, которые нелегально пересекли латвийскую границу, получили помощь от переводчика в незаконном пребывании на территории Латвии.
Следствие установило, что подозреваемый помог еще девяти иракским гражданам, которые незаконно пересекли границу в июне этого года, нелегально находиться в Латвии. В чем заключалась помощь латвийского переводчика, не уточняется.
Однако подозреваемый ранее неоднократно оказывал услуги переводчика Государственной погранохране Латвии в уголовных процессах, а также в расследовании преступлений в сфере нелегальной миграции.
В Погранохране считают, что, общаясь с нелегальными мигрантами, переводчик был вовлечен в преступную деятельность транснациональной организованной преступной группировки, которая обеспечивала гражданам Ирака возможность нелегального пересечения латвийско-белорусской границы.
В отношении иракских граждан начат уголовный процесс в соответствии с частью второй статьи №284 Уголовного закона Латвии за незаконное пересечение государственной границы группой лиц.
Против переводчика возбуждено уголовное дело в соответствии с частью второй статьи №285.1 Уголовного закона за предоставление установленным лицам нелегального проживания в Латвии. Наивысшая мера наказания за такое преступление – четыре года лишения свободы.
Ранее доброволец некоммерческой организации "Хочу помочь беженцам" Эгилс Грасманис заявил, что в ночь с 23 на 24 августа с границы Латвии с Белоруссией пропали 83 человека. Погранохрана Латвии не смогла объяснить случившееся. МВД республики также не смогло сразу предоставить внятное объяснение.
Глава МВД Латвии Мария Голубева заявила, что "эти люди какое-то время были на территории Латвии, а потом вернулись в Белоруссию". Она добавила, что "о происходящем на белорусской территории у ведомства нет точных данных, поскольку это не поддается контролю".
По словам Грасманиса, НКО приобрела продукты питания за застрявших на границы мигрантов, но сотрудники Погранохраны сообщили, что ее некому передать. Там сообщили, что 23 августа с ними был потерян контакт.
Позднее заместитель начальника Погранслужбы Латвии Иварс Рускулис рассказал, что пограничники сопроводили мигрантов к белорусской границе для их возвращения на территорию Белоруссии, сила к ним не применялась.
"Сила как таковая, а также специальные приемы в сопровождении людей не применялись", – сказал Рускулис.
Юрист латвийского Центра прав человека Эдгарс Ольшевскис заявил, что ситуация с исчезновением мигрантов "крайне сомнительная". Он подчеркнул, что ни журналистам, ни неправительственным организациям не предоставили возможность лично убедиться в сохранности пропавших людей. Заявления латвийских МВД и Погранохраны никем проверены не были.
"Как вы им объяснили, что вы им сказали и на каком языке? Была применена сила или же нет, предлагается взять на веру, так государство не должно поступать", – обратился юрист к замначальника Погранохраны Иварсу Рускулису.
Напомним, что 10 августа Кабинет министров Латвии ввел режим ЧС с 11 августа по 10 ноября в приграничных районах: в Лудзенском, Краславском, Аугшдаугавском краях и городе Даугавпилс. Правительство также расширило полномочия пограничникам, дав им право применять физическую силу и спецсредства для того, чтобы оттеснять мигрантов обратно в Белоруссию. Аналогичную тактику ранее применила Литва.