"Независимые СМИ?": в Госдепе США оценили ситуацию со свободой слова в Латвии

© AP Photo/ Brendan Smialowski

Недавно пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс имел возможность узнать о притеснение неугодных журналистов в Латвии. Реакции не последовало. Впрочем, ожидаемо.

В минувший понедельник, 6 декабря, собственный корреспондент ежедневной латвийской газеты в Вашингтоне Олег Меркулов впервые после долгого перерыва был приглашен вместе с представителями еще нескольких иностранных СМИ на брифинг для прессы в Госдеп США.

Перерыв был вызван ковидными ограничениями в порядке проведения подобных брифингов, на которые теперь можно попасть далеко не всем аккредитованным журналистам, поскольку существенно было сокращено количество мест для них в зале. Но на этот раз корреспондент от Латвии был персонально приглашен на этот брифинг пресс-службой Госдепа США.

Такое внимание можно объяснить недавним визитом госсекретаря США Энтони Блинкена в Ригу, где его сопровождал пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс, который и проводил пресс-конференцию.

© AFP 2022/ GINTS IVUSKANS
Госсекретарь США Энтони Блинкен на саммите глав МИД стран НАТО в Латвии, 1 декабря 2021

Как рассказал Олег Меркулов, такие брифинги обычно длятся не более часа. В первую очередь представитель Госдепа, как правило, отвечает на вопросы ведущих американских или английских СМИ, для которых зарезервированы первые три ряда. Здесь обычно сидят журналисты популярных информационных агентств и телевизионных каналов США и Великобритании.

Сейчас их ряды тоже существенно поредели, все представители СМИ сидели в масках и на большом расстоянии друг от друга. Как обычно, среди них выделялся невозмутимый Мэтью Ли, уже давно ставший узнаваемым среди россиян американским журналистом, который всегда задает ведущим самые острые вопросы. Олег Меркулов уже как-то ему об этом говорил, добавив, что и в Латвии русские люди его знают и уважают за принципиальность и объективность.

Журналисты наперебой задавали вопросы Неду Прайсу, одни – поднимали руку, другие – выкрикивали прямо с мест. Латвийский собкорр не стал проявлять нетерпение и на протяжении 30 минут мужественно держал поднятую руку в ожидании своей очереди. Наконец Нед Прайс дал ему слово.

"Госсекретарь Блинкен и Вы недавно были в Латвии. Надеюсь, визит прошел успешно? Но я сейчас хотел спросить о другом. Как вы знаете, для 40% населения Латвии является родным русский язык. Спикер МИД России Мария Захарова не раз напоминала о дискриминации русскоязычного населения в Латвии, уничтожении русского образования и преследовании журналистов. Вот и недавнее дело журналиста Юрия Алексеева, который был приговорен к одному году и двум месяцам заключения, что очень похоже на политически мотивированное судебное дело", – на одном дыхании громко произнес бывший рижанин, а ныне гражданин США Олег Меркулов.

И продолжил с таким же запалом:

"Государственный департамент часто критикует такие такие страны, как Россия, Китай и Белоруссия за нарушение прав человека. Готов ли Государственный департамент такие же стандарты применять и к американским союзникам и партнерам. Например, таким, как Латвия, и критиковать их в случае нарушения прав человека, отбросив двойные стандарты?"

Но пресс-секретарь Госдепа мужественно устоял под напором неожиданных вопросов от горячего латвийского журналиста и даже бровью не повел. А наоборот, хоть и без улыбки, но очень твердо и без заминки поведал всю правду о знаменитых американских стандартах. Далее – дословный перевод с английского ответа Неда Прайса:

"Наши стандарты не субъективны. Наши стандарты всеобъемлющи в своем приложении, и всеобъемлющи в том, как мы их применяем. Так что, является ли страна другом, является ли соперником, или чем-то между этим, наши стандарты – это наши стандарты, и наши ценности – это наши ценности. Что касается Латвии, то мы счастливы разделять общие ценности с Латвией. В следующем году, по-моему, мы будем отмечать 100-летие дипломатических отношений с Латвией. Мы никогда не признавали "советскую оккупацию" Латвии, стояли вместе с латышским народом в темнейшие времена холодной войны, и Латвия вышла из тех темных дней холодной войны как ведущий голос в Европе для тех, с кем разделяются общие интересы и общие ценности, которые нас объединяют".

А закончил американский спикер свое пояснение ответом на вопрос про опального латвийского журналиста Юрия Алексеева: "Я не знаком с деталями этого судебного дела, но, если будет реакция, мы с вами ею поделимся".

"Еще около дюжины журналистов сейчас там находятся под следствием!" – успел напоследок громко сообщить Прайсу Олег Меркулов, на что получил от него беглое "спасибо" за эту неожиданную информацию.

Что касается дела латвийского журналиста, о чем упомянул его коллега в Вашингтоне, то совсем немудрено, что спикер Госдепа США ничего о нем не слышал. Все-таки фамилия подсудимого оппозиционного редактора интернет-портала Латвии ИМХОклуб – Алексеев, а не Навальный.

Чего уж говорить об американских политиках, если даже Генеральный прокурор Латвии в недавнем интервью латвийскому порталу Delfi, когда ему задали вопрос о скандальном приговоре Пардаугавского суда Риги, приговорившего Алексеева к реальному тюремному заключению, ответил коротко и незатейливо: "К сожалению, тоже не знаю, что это за дело".

Тем не менее от имени Юрия Алексеева, от себя (автора Аллы Березовской – прим. Baltnews) лично и от "около дюжины журналистов", которые действительно находятся в Латвии под следствием с подачи Службы госбезопасности, выражаю сердечную благодарность нашему мужественному коллеге в Вашингтоне Олегу Меркулову за то, что он привлек внимание Госдепа к фактам преследования журналистов в Латвии.

Если уж США по всему миру строго следят за соблюдением демократии, будем надеяться, что и с Латвией они тоже будут счастливы разделить такие ценности, как свобода слова и свобода СМИ.

Но это еще не все.

На следующий день после брифинга на электронный адрес латвийского журналиста пришло письмо из Госдепа США, в котором сообщалось, что в связи с его вопросом должностные лица департамента ознакомились с делом Алексеева по материалам латвийской прессы, но для получения дополнительной информации по выдвинутым против него обвинениям журналисту рекомендовали обратиться к правительству Латвии.

"В целом, по нашим оценкам, в Латвии существует активный сектор независимых СМИ, а журналисты и политические активисты регулярно выражают самые разные взгляды, в том числе критические по отношению к правительству", – сообщил Госдеп США, дополнив таким образом ответ Неда Прайса.

Ну что ж, жаль, конечно, что у оппозиционных политических активистов и журналистов Латвии (например, у находящихся уже много лет под следствием и судом Александра Гапоненко и Александра Филея) пока нет возможности лично поблагодарить спикеров главного американского департамента за лестную оценку ситуации со свободой слова и мнений в нынешней Латвии.

Дело в том, что уже несколько лет им запрещено выезжать из страны – за высказанные ими не очень лестные слова и мнения в адрес правящих властей.

Со своей стороны уверяю, что и нам, той самой дюжине подсудимых русских журналистов Латвии, тоже нашлось бы, что рассказать американским коллегам о свободе СМИ. Но, увы, и мы уже год как невыездные.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.