Фемида оказалась глухой: суд Латвии вынес приговор Юрию Алексееву

Статуя богини правосудия Фемиды
© Sputnik / Евгений Биятов

Алла Березовская

В пятницу, 29 октября, решением Пардаугавского суда латвийский журналист Юрий Алексеев был приговорен к 14 месяцам тюремного заключения.

Каких-то пару дней назад мы все же еще немного верили, что латвийская Фемида не рискнет принять откровенно политическое решение по явно заказному уголовному делу известного оппозиционного журналиста Юрия Алексеева, попавшего под колпак местной службы госбезопасности. Ну, Европа же, господа, XXI век на дворе! Ан нет, 37-й год в его весьма неприглядном виде.

29 октября утром в Риге у здания Пардаугавского суда друзья и коллеги Юрия вновь пришли поддержать своего товарища, который отправился на оглашение приговора по своему первому уголовному делу. Долго ждать его возвращения им не пришлось, буквально через 15 минут он вышел, высоко держа в руке листы своего приговора.

"Ну все – один год и два месяца реального тюремного заключения", – Юрий старался улыбаться, но было видно, что он расстроен и на нервах. Что, конечно, понятно. Ведь и адвокат, и он сам были уверены, что по ходу судебного процесса они с помощью серьезных аргументов доказали его абсолютную невиновность в предъявленных обвинениях. Как в части патронов с потолка, так и якобы его комментариев в интернете и порнографических картинок, обнаруженных через год на одном из изъятых у него дисков.

"Ну что ж, будем опротестовывать, пока я на свободе. Но с сегодняшнего дня приговор уже вступил в силу, срок пошел – 14 месяцев тюрьмы и потом год пробации. Что это такое – еще не понял. Видимо, придется ходить в полицию и рассказывать, как я перевоспитываюсь. Теперь в течение месяца я должен получить полный текст приговора, после чего мы будем подавать апелляцию в суд высшей инстанции. Судья Илзе Ванага вынесла обвинительный приговор по всем трем инкриминируемым мне статьям, его текст полностью совпадает с обвинением, составленным прокурором Майей Брокой – один в один. Срок не такой уж и маленький, учитывая, что по самой тяжкой моей статье УК за "разжигание национальной розни" мне грозило до пяти лет лишения свободы. Дали 1,2 года. Я так это охарактеризовал: "Виноват, но не очень", – горько поиронизировал Юрий Алексеев.

По его словам, ни один из аргументов защиты не был принят во внимание судьей. Зато все "доказательства" его вины, даже явно липовые, не вызвали у суда ни малейших сомнений, и механически перекочевали из обвинения в судебный приговор. Что, по мнению Юрия, говорит о предвзятости суда.

Вот мы и дожили до "хайли лайкли"

Имма Янсоне, адвокат Алексеева, на оглашении приговора не присутствовала – загружена до предела. Ведь помимо этого дела, она является защитником еще у примерно шести-семи русских журналистов и гражданских активистов Латвии, включая Айо Бенеса и Александра Гапоненко. Но она успела ознакомиться с кратким обвинительным приговором по делу Алексеева, и поделилась своим мнением с порталом Baltnews.

– Для меня это решение тоже стало шоком. Как можно было не принять во внимание ни единого нашего довода? Возьмем хотя бы статью обвинения, по которой Алексеев, по моему убеждению, однозначно должен был быть оправдан – это патроны. Нашли у человека патроны под навесным потолком в приобретенной им недавно квартире, где даже ремонт был сделан до него. В суде было установлено, что ремонт делал бывший хозяин квартиры, но он не помнит, какая бригада у него работала, т.к. рассчитывался с ними наличкой без письменного договора. Но теоретически они же вполне могли оставить в квартире все что угодно.

Сигнализации у Юрия не было, замок открыть при желании тоже не так уж сложно… На пластиковых мешочках, в которых хранились патроны от пистолета Макарова, отпечатков или следов ДНК Алексеева не обнаружено. Сами патроны так вообще были стерильно чистыми, хотя находились не в заводской упаковке. У Юрия нет и никогда не было пистолета Макарова. В тире, куда он однажды ходил с детьми на стрельбища, они стреляли из других ружей. На суде эти наши доводы никто не опровергал. Тем не менее, вина, по мнению судьи, доказана. Хотя нет ни одного доказательства, кроме того, что квартира, где обнаружили патроны в потолке,  является его собственностью. 

– Самым тяжким обвинением была статья 78 – о разжигании межнациональной розни. Следствие утверждает, что в течение сентября 2017 года с IP-адреса Алексеева на различных порталах были размещены комментарии с призывами убивать людей. Сам он это категорически отрицает. Специалисты в компьютерных технологиях, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения, подтвердили, что сегодня не составляет труда подобрать пароль и с IP-адреса любого пользователя писать и отправлять комментарии от его имени. 

– Именно так! Более того, IT-специалист, досконально проверивший компьютер Алексеева, установил, что тот не заходил ни на один из указанных интернет-ресурсов в те дни, когда там были опубликованы эти комментарии.

Что еще интересно – ни до этого, ни после комментарии с данного адреса не появлялись на сайтах. Они писались целенаправленно в течение короткого времени под разными псевдонимами. В том числе, была подпись – "ИМХОклуб". По замечанию судьи, кроме Алексеева, никто другой не мог взять себе такой ник. Это "ясно" указывает на его авторство…

– Да, железный аргумент, ничего не скажешь. Но чтобы вынести решение о тюремном заключении 63-летнему известному журналисту по уголовным статьям, все же должна быть доказательная база? Мы же видим, что в деле Алексеева все доказательства взяты с потолка, – и в буквальном, и в переносном смысле. Как это вообще возможно?

– Мы с вами вошли во времена "хайли лайкли". Как это ни горько признавать, но доказательства сегодня никому неинтересны, суд их не слышит. Еще пять-шесть лет назад такого все-таки не было, а сейчас, к моему большому сожалению, сплошь и рядом.

Возьмем хотя бы дела против Айо Бенеса и Александра Гапоненко – там точно такая же картина. Доказательств преступления нет, но люди осуждены. Иногда подобные приговоры выносятся, исходя из политической целесообразности. Ну что ж, будем подавать апелляцию и надеяться на победу.

Латвийская Фемида потеряла рассудок

Сегодня в социальных сетях тысячи людей из Латвии и разных стран мира выразили популярному латвийскому журналисту слова поддержки и сочувствия. Российское Посольство в Латвии также не осталось равнодушным к судьбе учредителя дискуссионного портала ИМХОклуб:

"Латвийская Фемида продолжает беспощадное наступление на любое проявление инакомыслия, выхолащивая ростки свободы слова и тщательно искореняя чуждое ей мировоззрение. В ход идут "притянутые за уши" факты и всевозможные домыслы. Так сегодня случилось и с известным латвийским журналистом Ю. Алексеевым, основателем популярной в Латвии интернет-площадки IMHOсlub, именно в тот день, когда Генеральная Ассамблея ООН рассматривает ежегодный доклад о ситуации с соблюдением прав человека в мире".

"Призываем в очередной раз авторитетные органы ООН, ОБСЕ и СЕ обратить, наконец, внимание на сегодняшний, как представляется, политически мотивированный вердикт Пардаугавского суда г. Риги в отношении Ю. Алексеева, который ясно указывает на "нечистоплотность" местных госструктур при соблюдении международных обязательств, взятых на себя Латвией", – написало посольство на своей странице в Facebook.

Ссылки по теме