Газопровод "Северный поток–2", вне всяких сомнений, будет достроен, несмотря на все препятствия, которые создают США. Трудности могут возникнуть на стадии запуска. Дело в новом пакете санкций против проекта, который включен в оборонный бюджет США на 2021 год, так как они могут коснуться обслуживания и эксплуатации газопровода.
"Администрация Трампа, которая в скором времени готовится уйти, готовит новый пакет санкций... который может нанести удар по проекту России и Германии, возглавляемому "Газпромом", – сообщило ранее агентство Reuters со ссылкой на осведомленный источник.
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с Baltnews отметил, что санкции действительно могут создать определенные трудности на стадии запуска. Однако ключевым моментом в истории успеха или неуспеха проекта станет позиция европейских партнеров по проекту. В случае сдачи своих позиций под давлением американцев они теряют не меньше, чем Россия.
"Отвечая на вопрос о возможности помешать реализации проекта при его старте, посмотрим на тот расширенный список санкций, который сейчас не хочет подписывать Трамп. Ситуация выглядит не очень хорошо не только для России, но и для США и Европы. Дональда Трампа можно понять, когда он говорит, что оборонный бюджет США, включающий в себя Закон о защите энергетической безопасности Европы, в рамках которого планируется применять расширенный пакет санкций, выглядит как подарок России и Китаю. Это его цитата. Ведь в такой редакции большее количество работ на морские газопроводы, ведущих от РФ к побережьям Германии и Турции, попадут под санкции", – пояснил Фролов.
С этим можно согласиться, хотя, возможно, это фактор внутриамериканской политической борьбы, указал эксперт.
Однако если оценить ситуацию по санкциям и их применению с точки зрения Европы в целом, то ситуация складывается не в пользу европейцев. Они пострадают первыми.
"Санкции ударят по европейским компаниям. Вопрос в том, насколько европейские компании будут рады этому обстоятельству. Вопрос риторический, и ответ на него очевиден. Насколько рады будут главы правительств европейских стран, особенно учитывая Старую Европу? Они не будут рады, и происходящее потребует адекватной реакции", – отметил Фролов.
С другой стороны, есть пример. "Дизельгейт" – скандал вокруг автоконцерна Volkswagen – стал крупнейшим скандалом в истории немецких крупнейших компаний-производителей автомобилей. США тогда обвинили концерн в обмане – занижении показания выброса вредных веществ в атмосферу. Это обернулось компании миллиардными убытками.
"Какая была реакция европейских правительств? Что они от всего откажутся, Volkswagen виноват. Через несколько лет сказали, что не откажутся, но на компанию был наложен штраф в 16 млрд долларов, тем не менее это огромная сумма, какой бы ни была большой, европейские правительства не только воспротивились, но и присоединились. <...> Может случиться аналогичная история. Европейские правительства могут не просто утереться, но и пойти на поводу США. Расслабляться нельзя. Объективно экономические интересы Европы не всегда поддерживаются их политическим руководством. Просто само понятие экономики вышло за пределы стран", – указал Фролов.
Для российской и европейской экономики в данной конкретной ситуации есть положительные моменты. Так, европейские компании и правительства стран Германии, Австрии, Нидерландов, Франции придерживаются своих объективных экономических интересов в плане реализации "Северного потока–2", и в этом они поступают ожидаемо, отметил эксперт.
"Нельзя исключать риска, но этот риск вряд ли выиграет. Все-таки это энергетический проект, носит стратегический характер и рассчитан минимум на 50 лет вперед, служащий усилению энергобезопасности Европы, кто бы что ни говорил. Его нельзя отменить по свистку из-за Атлантического океана. Из-за стратегического характера, во-первых. А во-вторых, кто вам принесет денег и будет с вами сотрудничать, если вы способны на последней стадии реализации отменить, потому что на вас надавили политически? Вы готовы плюнуть на свои экономические интересы. Предать партнеров из-за политического риска. Возможности Европы по зарабатыванию после этого резкого сократятся".