Президент Польши Анджей Дуда и его украинский коллега Владимир Зеленский на днях договорились вместе противостоять "Северному потоку–2". Очевидно, это приурочено к выходу из проекта нескольких американских и немецких компаний, в том числе и "дочки" страховой группы Münchener Rück.
А накануне, 22 февраля, были введены американские санкции против российского судна-трубоукладчика "Фортуна" и его владельца – компании "КВТ-Рус", в штате которой числится всего лишь один работник.
Казалось бы, российская газовая магистраль вновь под ударом, а восточноевропейские страны решили присоединиться к процессу давления на Россию. Но так может показаться лишь на первый взгляд, а детали подтверждают продолжение строительства газопровода, несмотря на все внешние рестрикции. Более того, возникает множество вопросов.
Например, почему к инициативе Украины и Польши не спешат присоединяться балтийские страны? Почему "Фортуна", попавшая под санкции, продолжает спокойно прокладывать трубу к югу от острова Борнхольм? Какой вообще смысл в очередных санкциях? В водах Германии начало работать исследовательское судно Havila Subsea, открыто обозначившее пунктом назначения Nord Stream 2. Выходит, его владельцы не боятся попасть в "черный список" США?
Ловушка для Европы или желанный газопровод?
В своей беседе Зеленский и Дуда называли "Северный поток–2" опасным для всего Европейского cоюза проектом, усиление санкций против которого – это гарантия энергетической безопасности Европы.
А еще это, конечно, гарантированные убытки Германии, ведь вложенные средства в газовую магистраль ни США, ни Украина с Польшей не вернут, только об этом лидеры обеих стран предпочли умолчать. А в пресс-службе Владимира Зеленского сообщили, что были скоординированы шаги по противодействию газопроводу и на этом все. Правда, пока никаких практических шагов не последовало.
Напомним, Польша в свое время неоднократно "вставляла палки" в колеса "Газпрома", саботируя строительство "Северного потока–2". Последняя из таких инициатив – решение польского антимонопольного регулятора UOKiK наложить на российскую компанию и еще пять корпораций, участвующих в проекте, штрафы в 7,6 млрд долларов и в 61 млн долларов соответственно. Причиной послужило отсутствие согласия UOKiK на строительство, что могло нанести урон стабильности польскому рынку углеводородов.
Разумеется, "Газпром" штраф обжаловал, да и в Европе такие претензии Варшавы не оценили положительно. Некоторые европейские компании, например австрийская OMV, даже открыто поддержали "Газпром".
Но теперь президенты Польши и Украины лишь сотрясают воздух – никаких исков в международные суды, никаких предложений для Брюсселя, ничего, что могло бы де-факто помешать работам по прокладке газопровода. В беседе с Baltnews директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объяснил, в чем тут дело.
"Польша и Украина были, напомню, против и "Северного потока–1". И чем все кончилось? Газопровод спокойно работает, а о недовольствах восточноевропейских стран никто и не вспомнил. Сегодня можно сколько угодно выступать с протестом "СП–2", причем в самых разных форматах и комбинациях с другими восточноевропейскими государствами, включая балтийские, – это мало что изменит", – рассказал Правосудов.
Почему Госдеп не предложил новых санкций по "Северному потоку–2" >>>
Проблемы, признает эксперт, может доставить политика США, хотя в целом все же не критические. Проект такого масштаба, готовый уже более, чем на 90%, не останавливают полностью – история подобных случаев не знала. Правительству США принципиально важно контролировать Украину, как страну, через которую идет прокачка российского газа в Европу. "Северный поток–2" ее роль транзитера серьезно снижает, что Белому дому, кто бы там ни был главой, конечно, не нравится.
Вот Америка и "давит", как может, на опасный для Украины проект. Специалист признает, что "санкции США действительно в некоторых моментах осложняют и замедляют ход прокладки газопровода", но и только – проект в итоге все равно закончат.
"А вот у Украины и Польши объективно нет никаких реально действующих инструментов, способных остановить прокладку новой магистрали. Ну какие они могут ввести санкции против России, да еще так, чтобы она в итоге передумала? У них не тот масштаб экономики и влияния на мировой арене, чтобы блокировать подобные коммуникации", – заявил Сергей Правосудов.
Санкции для галочки
Правительство США, которое при президенте Дональде Трамп активно "проталкивало" американский СПГ в Европу и вводило санкции против "Северного потока–2", действует сегодня удивительно вяло. Джо Байдена можно понять – нужно каким-то образом восстанавливать отношения с Германией, которая после торговых войн и пошлин со стороны США стала крайне негативно относиться к своему союзнику.
Пытаться лишить ФРГ важнейшей газовой магистрали, напрямую влияющей на энергетику европейской страны, – не лучший способ наладить диалог. С другой стороны, Белый дом не может так просто забыть о "коварной России", которая якобы порабощает Евросоюз с помощью своих газопроводов, а значит, хотя бы "для галочки" какие-нибудь санкции все равно вводить нужно.
В итоге против "Фортуны", помещенной в "черном списке", ввели очередные рестрикции, Джо Байден назвал "Северный поток–2" "плохой сделкой", а официальный представитель Белого дома Джен Псаки пообещала, что правительство США будет использовать новые ограничительные меры против трубопровода даже после окончания его постройки. Какие именно, она, видимо, уточнит в офисе Госдепа позже.
При этом 19 февраля Bloomberg сообщило, что правительство Соединенных Штатов не планирует включать немецкие компании, занятые в работе над российским газопроводом, в санкционные списки. Что же до недавнего выхода 18 компаний из проекта "Северный поток–2", то большая часть из них – страховщики, причем в подавляющей части, а именно 11 – британские и американские. Лишь одна компания – Munich Re Syndicate Ltd (британская дочка крупнейшей немецкой страховой группы Münchener Rück) – связана с ФРГ.
Также вышла из "СП–2" и немецкая Bilfinger, занимающаяся промышленным строительством, проектированием и предоставлением инжиниринговых услуг (по словам пресс-секретаря Bilfinger Эстера Дерингера, его фирма свою работу полностью закончила).
МИД Германии открыто говорит о желании завершить проект "Северный поток–2" и получать российский газ, а значит замену ушедшим страховщикам найдут – это лишь вопрос времени. Выходит, санкции США и показавшийся ужасным "массовый исход" компаний – игра на публику.
Молчание Прибалтики
Показательна практически полная, непривычная тишина стран Балтии в отношении газопровода. Лишь глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис 20 февраля предложил приостановить строительство по проекту до выборов в российскую Госдуму.
"К укладке труб стоит вернуться, когда Европа будет иметь дело с демократически избранными властями России", – заявил литовский министр в интервью Reuters.
Вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов уверен, что реплика Ландсбергиса вполне в духе Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в отличие от Украины и Польши, не являются транзитерами российского газа и не имеют прямой выгоды от саботирования газопровода.
"Делать что-то против "Газпрома" просто ради политической солидарности с Киевом и Варшавой – даже для балтийских стран это уже слишком. [...] Более того, мнение Германии и Австрии, главных бенефициаров "СП–2", сейчас для политических элит Прибалтики гораздо важнее, чем позиция "молодой" администрации Байдена, которая еще сама не определилась, что станет делать со всей этой историей", – считает эксперт.
Напомним, Украина в 2020 году лишилась практически трети транзита российского газа в Европу. И хоть "Газпром" подписал договор, в соответствии с которым он будет еще в течение нескольких лет перекачивать десятки миллиардов кубометров "голубого топлива" по газотранспортной системе Украины, но для ее бюджета потеря части транзита – удар серьезный.
В свою очередь Польша переживает, что запуск российской магистрали лишит Варшаву доходов от транспортировки российских углеводородов через центрально-европейский коридор – "Ямал – Европа".
А страны Балтии не переживают и вступать в альянсы врагов российского газопровода не спешат. Видимо, русофобия и жертв требует, и без оплаты никому в Прибалтике не интересна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.