Мероприятия такого масштаба не происходят с бухты-барахты. Подготовка к нему идёт с прошлого года. В Риге побывал один из организаторов Балтийского Благотворительного Бала, генеральный директор компании «Венский Бал Москва» и Председатель Правления SIA BALTIC BALL — Александр Смагин. Портал BaltNews.lv встретился с ним, чтобы узнать подробности.
Концепция жизнеспособна
- Вы возрождаете традицию балов в России, прерванную в силу трагических исторических событий, столетие которых как раз отмечается в этом году. Как успехи?
— С одной стороны, успех несомненный. В этом году у нас состоится уже 15-й бал, и все Венские балы в Москве пользовались неизменным успехом. С другой стороны, говорить о возрождении бальных традиций в России сложно. Времена изменились кардинально. Многое из того, что было уместным в XIX — начале ХХ века, кажется немного нафталиновым и не вполне адекватным сейчас. Приходится делать поправку на время, ведь мы живём в XXI веке.
Так, мы с самого начала решительным образом отказались от идеи реконструкции балов. В России устраиваются так называемые балы-реконструкции — более или менее точное воспроизведение бала, как тот выглядел 100-150 лет назад. Лично мне эта идея кажется бесперспективной и даже немного смешной. Наш лозунг: соединение традиций и современности, их слияние. Мне кажется, что это у нас получается. Наш 15-летний опыт свидетельствует, что такая концепция жизнеспособна.
- Что вы берёте от традиции, что от современности?
— От традиции, прежде всего, музыку и общую атмосферу бала. Ведь что такое бал? Ели мы заглянем в словарь Даля, то прочтём примерно следующее: бал — это особо торжественный танцевальный вечер. Чем подчеркнуть эту торжественность? Прежде всего, дресс-кодом. Одним из обязательных условий посещения наших балов, и так будет в Риге, является строгий дресс-код: господа должны быть во фраках и смокингах, допускается также парадная военная форма, а дамы должны быть в длинных вечерних платьях в пол.
Если театр начинается с вешалки, то бал должен начинаться с дресс-кода. Эта панорама, когда человек входит в зал и видит сотни красиво одетых людей, сама по себе создаёт необходимую атмосферу, которую нужно дальше сохранять и развивать. Для этого нужен симфонический оркестр, нужны вальсы Штрауса.
В традициях Венского бала участие и выход дебютантов. Когда-то таким образом обществу представляли женихов и невест. Всё изменилось, теперь юноши и девушки могут познакомиться где угодно, не обязательно на балу, как это было прежде, но красивая традиция осталась. От каких-то других традиций, может быть, стоит и отказаться.
- Например, от традиции надевать на бал бриллианты?
— Лично я ничего не имею против этого. Куда-то же нужно надевать бриллианты, зачем-то же их покупают? Если гостьи надевают бриллиантовые колье или какие-то другие украшения, то эту традицию стоит сохранить.
- Наверное, в современной России это уже не является чем-то из ряда вон выходящим?
— Украшения не относятся к строгому дресс-коду. Вы можете позволить себе украшения, а можете этого не делать. Это на усмотрение самого гостя. Если он хочет подчеркнуть свой статус, показать своё благосостояние, то ради Бога. Это определённо вписывается в бальную тему, в бальную культуру.
Доступен для всех
- Бал — это всегда сочетание красоты и тщеславия. Вы на что акцент делаете?
— Я думаю, на первое. Мы проводим балы в формате Венского бала, а Венский бал всегда сочетал аристократические и демократические традиции. Мы придерживаемся той же линии, поэтому у нас балы не закрытые. Они открыты для любого человека, который приобрёл билет и нарядился соответствующим образом. В нашей ценовой политике мы учитываем этот момент, предлагая билеты различной категории.
- Кстати, о ценах. Сколько будут стоить билеты на Балтийский Благотворительный Бал?
— В Риге самый дешёвый билет будет стоить всего 70 евро, а самый дорогой — 350 евро.
- Что будет входить в стоимость этих билетов?
— Естественно, они будут различаться наполнением. Когда вы идёте в театр, у вас есть соблазн купить билет в партере, но если для вас это дороговато, вы решаете взять билет в бельэтаже, а ещё лучше на балконе…
- А потом пересесть на свободное место в партере…
— Нет, вот это не хорошо. К сожалению, в России такая привычка распространена, и это ужасно. В европейских странах это считается моветоном. Купить одно место и пересесть на другое — это дурной тон. Мы это не приветствуем. Но основная мысль в том, что организуемые нами балы доступны для всех. Это демократично и очень хорошо. Может быть, и поэтому тоже на наших балах царит неподдельное веселье.
Не только желание
- Вы проводите балы в формате Венского бала в Москве, проводили такие балы в других европейских и не европейских городах. Почему очередным местом проведения Венского бала вы выбрали Ригу?
— Рига, на мой взгляд, особенный город. В советское время Прибалтика вообще и Рига в частности была для нас своего рода анклавом, неким окном в западный мир. История, традиции, архитектура Риги всегда привлекали внимание. Лично меня в Ригу всегда тянуло, хотя в советское время я в Риге никогда не был. Симпатия к Риге, как мне кажется, живёт в каждом советском человеке.
Поэтому, когда родилась идея сделать бал в прибалтийском регионе, то выбор пал на Ригу. Латвийская опера — мирового класса. У нас на Венском балу в Москве пела Кристина Ополайс, а есть и другие выдающиеся оперные дивы, родом из Латвии. Я уже молчу про балет. Рига дала миру таких звёзд, как Барышников, Годунов, Лиепа. Так что если где-то и делать красивый бал, то в Риге.
- Почему тогда именно сейчас, а не два-три года назад, не два-три года спустя?
— Чтобы сделать хороший бал нужно совпадение целого ряда факторов. Не только желание. Это крупный проект международного уровня с участием великолепных исполнителей, с большим количеством гостей. В Москве у нас на балу собирается 2000 человек, в Риге мы ожидаем 350 гостей. В этом году наше желание совпало с партнёрскими возможностями. Бал высокого уровня невозможно организовать и провести только за счёт продажи билетов, иначе они будут очень дорогими. Наличие партнёров позволяет нам сделать цены на билеты приемлемыми.
- Проект носит в целом международный и специфически региональный характер. Почему вы проводите не «Венский бал в Риге» или «Рижский Венский бал», а Балтийский бал?
— Венские балы проходят по всему миру, и когда мы планировали проведение такого бала в Риге, мы решили подчеркнуть его географическую привязку, назвав его Балтийским. Мы хотим показать некую уникальность этого проекта. Мне кажется, что мы не ошиблись.
- Что ожидает участников и гостей первого Балтийского Благотворительного Бала?
— Их ожидает великолепная танцевальная и концертная программа. Будет два оркестра — симфонический и джазовый. Вальсы и галопы под аккомпанемент симфонического оркестра сменят более современные танцы — фокстроты, ча-ча-ча, румбу и даже джайв. Мы всегда устраиваем в рамках бала небольшой гала-концерт с участием оперных звёзд. Наши гости услышат чарующий голос Кристины Ополайс. С показательными номерами выступит уникальная пара, восьмикратные чемпионы мира по бальным танцам Арунас Бижокас и Катюша Демидова.
Не будет забыта и гастрономическая составляющая. Мы попотчуем гостей ужином, цена которого входит в стоимость билета, кроме входного (в стоимость входного билета входит фуршет, гости голодными не останутся). С учётом того, что Рига в этом году гастрономическая столица Европы, гости, в том числе иностранные, смогут оценить преимущества латышской кухни.
Молодёжная элита
— Изюминкой Венского бала является выход дебютантов, входящий также и в программу Балтийского Благотворительного Бала. Где вы возьмёте дебютантов?
— Дебютанты находят нас сами. Мы делаем объявление. Анкета потенциального дебютанта находится на нашем сайте. Любой желающий, попадающий в возрастную категорию и не состоящий в браке, может заявить о своём желании стать дебютантом. Но одного желания мало. Нужно будет пройти собеседование, по результатам которого мы принимаем решение. Критерии отбора достаточно простые. Объективные критерии — незамужние девушки от 16 до 25 лет и неженатые молодые люди от 18 до 28 лет.
А дальше мы оцениваем уровень их образования, культуры, знания иностранных языков. Наши дебютанты — это всегда молодёжная элита в хорошем смысле этого слова. Умение танцевать, кстати говоря, не входит в число наших обязательных требований. В течение двух месяцев, пока ведётся подготовка к балу, мы обучаем их этому искусству. Хореограф из Вены будет ставить их выход под звуки полонеза, после чего дебютанты станцуют для гостей польку или кадриль. Это будет красивое зрелище.
- Дебютанты сами оплачивают уроки танца?
— Да, это будет небольшая сумма, покрывающая расходы на аренду танцзала. Само посещение бала для дебютантов бесплатно. При этом они будут пользоваться всеми привилегиями гостей.
- Чем объясняется образовательный ценз для дебютантов? Разве нужно знать иностранные языки, чтобы красиво выйти и станцевать кадриль?
— Это ведь не просто шоу. Дебютанты — это определённый срез общества, молодой его части.
- Вы хотите сделать этот срез повыше?
— Совершенно верно. Здесь очень важный и тонкий момент. Поскольку о дебютантах пишет пресса, их снимает телевидение — как они занимаются, как они танцуют, то они становятся образцом для подражания. Проблема воспитания остаётся актуальной и сегодня. Мы пытаемся приобщать молодёжь к классической культуре, давать ей образцы поведения, которые соответствуют высоким стандартам.
- Ваш опыт, а за полтора десятка лет проведения Венского бала в Москве на нем должны были дебютировать пара-тройка тысяч человек, оправдывает эти высокие ожидания?
— Да, многие из этих молодых людей сохраняют привязанность к классике, придерживаясь и в обыденной жизни определённых манер, определённого стиля поведения во взаимоотношении полов. У нас существует целое неформальное сообщество (мы сейчас думаем о том, чтобы создать клуб дебютантов), дебютанты дружат между собой, приходят на наши мероприятия, организуют свои сообщества.
В знаменитом Парке Горького уже на протяжении нескольких лет действуют открытые танцевальные площадки, и если вы приедете в Москву летом и побываете там, то увидите молодых людей, танцующих вальсы, фокстроты, танго. Это очень красиво. И в большинстве своём — это наши дебютанты.
- Как сочетается культура, которую вы стараетесь прививать и прививаете, с культурой «золотой молодёжи», проявляющейся в гонках на бентли и тому подобных забавах?
— Никак не сочетается. Наоборот, входит в противоречие. Воспитанный человек уважает других людей. Кого-то, возможно, больше привлекает описанный вами стиль поведения. С молодёжью всегда сложно. Но мне кажется, что у молодёжи должен быть выбор, и мы его ей предоставляем, показывая, как можно и нужно проводить свой досуг, на что лучше потратить время. На этом поприще мы добились известных успехов. В Москве, чтобы стать дебютанткой, нужно выдержать конкурс 6-7 человек на место.
- А в Риге какой конкурс?
— Не могу сказать, поскольку мы только ещё объявили о наборе дебютантов. 26 апреля мы проведём собеседования, чтобы отобрать дебютантов.
- Кто входит в состав Бального комитета?
— В Бальный комитет входят организаторы Венского бала в Москве. Мы встречались с директором Третьяковской галереи г-жой Трегуловой, она войдёт в комитет. Кстати, Зельфира Исмаиловна — уроженка Риги. Намерение стать членом Бального комитета выразил директор Латвийского Национального театра Ояр Рубенис. Всё это люди уважаемые, с большим опытом, заявившие о себе в общественной и культурной жизни.
Назад — к благотворительности
- В чём заключается благотворительная составляющая Балтийского Благотворительного Бала?
— В XIX веке появилась благородная традиция устраивать балы с благотворительными целями. К сожалению, очень многие люди и организации нуждаются в такой помощи. Задача обеспеченной и преуспевающей части общества эту благотворительную помощь оказывать. Без этого невозможно функционирование нормального, здорового общества.
Бенефициаром Балтийского Благотворительного Бала станет Рижское хореографическое училище. Мы у них побывали, и там есть, на что употребить наш грант, который, как я думаю, составит около 10 000 евро.
- Почему вы выбрали именно Рижское хореографическое училище?
— Рига привлекла нас своими давними культурными традициями. Рижская балетная школа известна всему миру. Балет очень близок тематике бала. Часто на наших балах выступают известные танцовщицы. Вот и на балу в Риге будет выступать прима-балерина Большого театра Евгения Образцова. Так что мы долго не колебались. Попросим Рижское хореографическое училище принять наш благотворительный грант.
Пускай пушки молчат
- На каком языке будет проводиться Балтийский Благотворительный Бал?
— На латышском и английском. Это к вопросу, а зачем дебютантам знать иностранные языки. Образованный человек не может их не знать.
- Проведение такого масштабного мероприятия вряд ли возможно без политической поддержки. В условиях нашей непростой геополитической ситуации, как вам удалось ею заручиться?
— Это ведь культурный, прежде всего, проект. Можно даже сказать — чисто культурный проект. Культура — это то, что всегда сближало, а не разобщало людей. Мы стараемся быть вне политики, неизменно подчёркиваем, что бал — это чисто культурное событие. На наш взгляд, в любой обстановке событие такого масштаба уместно и полезно. Меня сложная обстановка в Европе вообще и в прибалтийских странах в частности не пугает. Надеюсь, что такие проекты будут вносить свой позитивный вклад в решение существующих проблем.
- Вы, наверное, слышали о том, что Центр стратегических коммуникаций Stratcom, штаб-квартира которого находится в Риге, признал в своём докладе российский КВН «орудием кремлёвской пропаганды». Может ли быть культура чистой и вне политики, если даже КВН «продался большевикам»? И, между нами говоря, я с ними согласен. Любое культурное начинание несёт в себе… Важно, откуда оно исходит.
— Я с вами не буду спорить. Есть в политологии понятие «мягкой силы», которое связано именно с культурой. Безусловно, культуру использовали и будут использовать в политических целях, но мы же не политическая организация. Когда мы говорим, что это бал в венском формате, то подчёркиваем его универсальность, приверженность европейским ценностям. В этом смысле, я считаю, нас будет не в чем упрекнуть самому придирчивому политическому обозревателю.