Две важнейшие глобальные проблемы предстоящих десятилетий – возвращение соперничества между великими державами и изменения климата. Прямо на пересечении этих тенденций находится Арктика – регион, растущее значение которого перекраивает мировую геоэкономику и геополитику, пишет Bloomberg.
Публично администрация американского президента Трампа стала уделять больше внимания Арктике – признак того, что США мобилизуются для новой эры. К сожалению, в то время как Вашингтон говорит на языке соперничества великих держав, его действия еще не соответствуют словам.
С января ВМС и Береговая охрана выпустили отдельные арктические стратегии. Министр военно-морского флота Ричард Спенсер призвал проводить новые операции по обеспечению свободы судоходства и наращивать военно-морское присутствие в этом регионе. На майском заседании Арктического совета, в состав которого входят восемь стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном, госсекретарь Майк Помпео предупредил, что в этот регион вторглись "хищные державы".
Осудив действия Китая в западной части Тихого океана, он спросил: "Разве мы хотим, чтобы Северный Ледовитый океан трансформировался в новое Южно-Китайское море?". А в прошлом месяце Пентагон выпустил свою Арктическую стратегию, переписанную с учетом изменений в мировой среде с момента ее выхода в 2016 году.
Нет никакой загадки в том, почему Арктика привлекает к себе так много внимания. Изменение климата трансформирует регион и тем самым открывает новые морские пути и облегчает эксплуатацию подводных ресурсов. Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья России, сокращает время доставки между портами Восточной Азии и Европы по сравнению с существующими маршрутами через Малаккский пролив. По некоторым оценкам, в Арктике содержится 30% мирового природного газа и стратегически важные редкоземельные минералы – более чем на триллион долларов.
В то же время за Арктику начинается борьба. Россия усиливает там свою войсковую группировку и средства переброски войск, а также берет под свой контроль ключевые морские пути. Китай, "почти арктическая" держава, начинает наращивать военное присутствие и связывает свою деятельность там со своей глобальной инициативой "Один пояс – один путь". Трения между ведущими странами усиливаются во всем мире, и они будут неизбежно перетекать в Арктику.
Американские стратеги начинают понимать, что во время конфликта российские (и в конечном итоге китайские) силы могут угрожать северным краям северным районам США в Арктике. Они смогут также использовать свои арктические силы и средства для того, чтобы воспрепятствовать развертыванию американских войск в Европе или в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вопросы суверенитета и свободы судоходства в Арктике становятся все более актуальными по мере увеличения морских перевозок и повышения экономических ставок.
С какими проблемами здесь сталкиваются США?
Первая – это зияющая пропасть между целями и ресурсами. У России 14 ледоколов, с 2013 года построено шесть арктических баз, и вновь вводятся в действие старые авиабазы и инфраструктура. Арктические возможности Китая гораздо слабее, но растут. Возможности США, в сравнении с Россией, просто отсутствуют.
Во-вторых, в американской стратегии есть неизбежные нестыковки, потому что и союзники, и противники создают Вашингтону проблемы. Россия напрягает силы в утверждении юрисдикции над Северным морским путем. Но Канада также претендует на Северо-Западный проход в качестве территориальных вод, что противоречит взгляду США на международное право.
Это создает определенную неловкость, когда США заявляют о необходимости более тесного сотрудничества с союзниками, в то же время публично рассматривая вопрос о свободе судоходства. Здесь входят в противоречие требования о беспристрастности и потребность в управлении коалициями.
Последнее – вопиющая нестыковка стратегии, вызванная последствиями климатических изменений и позицией администрации, которая отказывается признавать, что техногенные изменения климата являются проблемой.
Союзники Америки в Арктике видят в этом регионе не только арену для соперничества, но и место, где климатические изменения порождают хаос, способный навредить всему миру. Однако Вашингтон или, по крайней мере, его исполнительная ветвь власти, предпочитает самоустраняться от участия в международных усилиях по решению этой проблемы.