"В восторге от Москвы": почему первый президент Латвии был привязан к России

Вид на перекрёсток улиц Петровка и Кузнецкий мост, Москва, 1932 год
РИА Новости

Александр Гурин

160 лет назад – 14 сентября 1859 года – родился Янис Чаксте, латвийский политик, подписавший либеральный Закон о подданстве ЛР и законы, гарантировавшие получение школьного образования на языках национальных меньшинств.

В наши дни эта история кажется невероятной. Вечером 6 ноября 1925 года два журналиста рижской русской газеты "Сегодня", пройдя к Рижскому замку, попросили охрану передать их визитные карточки президенту, который несколькими часами ранее был вторично избран на свой пост.

Через несколько минут журналисты уже сидели в кабинете Яниса Чаксте и брали у него интервью, хотя никакой предварительной договоренности у них с главой государства не было. Таким и запомнился первый президент Латвии рижским русским журналистам – необычайно демократичный, приветливый, не деливший граждан Латвийской Республики на сорта...

Первый президент Латвии Янис Чаксте
Первый президент Латвии Янис Чаксте

После смерти Яниса Чаксте в 1927 году организатор Дней русской культуры в Латвии депутат Сейма Елпидифор Михайлович Тихоницкий заметил, что этот президент Латвии всегда с пониманием относился к интересам нелатышей.

Это понимание интересов русских латвийцев, кстати, нисколько не мешало Янису Чаксте быть "национально думающим" латышом, проявлять большую заботу о развитии латышской культуры.

Парадокс, Янис Чаксте, подписавший 8 декабря 1919 года либеральные законы "Об учреждениях образования Латвии" и "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", сам был вынужден получать образование в гимназии Митавы (ныне Елгавы – прим. автора) на немецком языке.

Однако гимназист Чаксте активно участвовал в так называемых латышских вечерах для гимназистов-латышей, по его инициативе эти гимназисты собрали библиотеку из книг по латышскому языку и истории Латвии. Мало того, в гимназии не преподавали русский язык. Янис Чаксте познакомился с офицерами-латышами, знавшими русский, и, общаясь с ними, выучил его.

Его университеты

После окончания гимназии у него был широкий выбор. Он мог, к примеру, продолжить учебу на немецком языке в Дерптском (ныне Тартуском) университете, мог поехать учиться в Германию… Однако Янис Чаксте выбрал третий вариант – юрфак Московского университета.

Его друг Янис Крейцбергс, по свидетельству рижской газеты "Сегодня", позднее вспоминал: "От Москвы Чаксте был в восторге".

Напомним, в то время в Москве борьбу младолатышей против немецкого засилья в Латвии поддерживали самый популярный журналист России, редактор "Московских ведомостей" Михаил Катков, а также славянофилы, одним из лидеров которых был известный московский публицист Иван Аксаков. И младолатыши с радостью воспринимали то, что у них есть союзники.

В Москве молодой Янис Чаксте встречался с лидером первой латышской Атмоды Кришьянисом Валдемарсом, который к тому времени сделал немало хорошего и для латышского народа, и для Российской империи.

Конечно, он не был бы Янисом Чаксте, если бы не внес свой вклад в сплочение латышской диаспоры в Москве – молодой человек основал Московское общество латышских студентов.

После окончания учебы в Московском университете Янис Чаксте работал в Курляндии в прокуратуре, затем стал адвокатом.

Комплекс зданий Московского государственного университета (МГУ) на Моховой улице. Москва, 1937 год
РИА Новости
Комплекс зданий Московского государственного университета (МГУ) на Моховой улице. Москва, 1937 год

В людях

Вновь подчеркну, будучи латышским патриотом, Янис Чаксте с уважением относился и к русской культуре. Приведу лишь один пример. 14 мая 1892 года в Митаве состоялась закладка Русского дома, после чего был организован банкет для общественников. На банкет был приглашен и руководитель Митавского Латышского общества Янис Чаксте.

Один из высокопоставленных чиновников, взяв слово, напомнил о том, как ранее Янис Чаксте участвовал в устройстве читальни в память русского писателя Аксакова, и провозгласил тост в честь Митавского Латышского общества.

Любовь к латышской культуре и языку Янис Чаксте доказывал делом: в 1895 году он стал одним из главных организаторов IV Латышского всеобщего праздника песни в Елгаве, причем потратил на его проведение очень большую по тем временам сумму собственных денег – четыре тысячи рублей.

VI Вселатвийский праздник песни в Риге, 1926 год
VI Вселатвийский праздник песни в Риге, 1926 год

В 1906 году популярного адвоката Яниса Чаксте избрали депутатом Государственной думы России от Курляндской губернии. Есть свидетельство, что на выборах за него голосовали не только латыши. Раввин и политик Мордехай Нурок позднее вспоминал, что был создан "латышско-еврейский блок", и Янис Чаксте был проведен в Государственную думу "и голосами еврейских выборщиков".

Во время учебы в Московском университете одним из преподавателей Яниса Чаксте был проректор, профессор Сергей Андреевич Муромцев. В Государственной думе "учеба" продолжилась: Янис Чаксте примкнул к фракции кадетов, лидером которой был председатель Государственной думы Сергей Муромцев. Глядя на его деятельность на посту председателя, курляндец мог набираться политического опыта.

После роспуска I Государственной думы Янис Чаксте подписал с другими депутатами – кадетами – так называемое Выборгское воззвание с призывом к ненасильственному сопротивлению властям. В результате Муромцев, Чаксте и ряд других депутатов I Государственной думы провели по нескольку месяцев в тюрьме.

На пути к независимости

В 1905 году Янис Чаксте участвовал в разработке программы автономии Латвии. Когда началась Первая мировая война, он желал победы России, а не Германии. С началом войны он – председатель Митавского комитета Красного Креста. Весной 1915 года Янис Чаксте стал одним из инициаторов патриотической манифестации в Елгаве. Участники манифестации призывали Россию создать латышские стрелковые батальоны, которые воевали бы против Германии.

Когда в 1917 году в ходе Февральской революции царь Николай II был свергнут с престола, новые власти назначили бывшего депутата Государственной думы Яниса Чаксте комиссаром Временного правительства в Курляндской губернии. Впрочем, губерния была в то время оккупирована немцами, а Чаксте жил в эвакуации в Дерпте (ныне Тарту – прим. автора). Так что назначение было просто признанием его авторитета.

Как известно, 17 ноября 1918 года представители ряда латвийских политических партий сформировали Народный совет Латвии, который на следующий же день провозгласил независимость Латвийской Республики. Яниса Чаксте в те дни не было в Риге. Однако авторитет его был столь высок, что отсутствующего политика избрали главой Народного совета.

Как глава Народного совета Янис Чаксте, повторим, подписал очень важные для русских Латвии законы. Это – Закон о подданстве Латвийской Республики, определявший, в частности, что гражданином Латвии считался любой подданный бывшего Российского государства, который до 1 августа 1914 года был приписан к округам, входящим в состав Латвии, и не перешедший в иное гражданство. То есть тем, кто жил на территории Латвии до великих потрясений, гражданство давалось по "нулевому" варианту, независимо от национальности и вероисповедания.

А также Чаксте подписал законы "Об учреждениях образования Латвии" и "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", гарантировавшие возможность получать школьное образование на языках национальных меньшинств.

В 1920 году Янис Чаксте был избран председателем Учредительного собрания Латвии, в 1922-м и 1925-м годах Сейм ЛР избирал его президентом. Заметим, что Янис Чаксте раз за разом побеждал на таких выборах, хотя соперники у него были весьма серьезные: первый премьер-министр Карлис Улманис, знаменитый поэт Янис Райнис…

Почему же депутаты голосовали именно за Чаксте? Не исключено, прав был редактор рижской русской газеты "Сегодня" Максим Ганфман, который после смерти первого президента Латвии отметил, что в Янисе Чаксте проявлялось "объединяющее начало".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме