"Оккупация" как религия, фашисты как герои. Эстония творит свои мифы

Флаги Эстонии

Вчера Полиция безопасности Эстонии опубликовала ежегодник за 2020-2021 годы, в котором особое внимание было уделено "советской оккупации" Прибалтики и "геноциде" эстонцев, что укладывается в рамки нынешней исторической политики Таллина.

Одна из глав недавно опубликованного ежегодника Полиции безопасности Эстонии (КаПо) за 2020-2021 годы называется "Военные преступления российской пропаганды в истории".

По мнению авторов отчета, Советский Союз якобы пытался оправдать массовые репрессии в отношении эстонцев, обвиняя последних в пособничестве немецкой стороне во время Великой Отечественной войны.

В эту главу включены две недавно рассекреченные статьи КГБ СССР от 1963 и 1969 года, которые, как считают авторы отчета связанны с советской "оккупацией Эстонии". Они предваряются статьей эстонского историка Меелиса Мариппуу "Без срока давности", где, по замыслу авторов, содержится "список военных преступлений СССР". 

Историк своей истории

Согласно Марипуу, под эгидой Нюрнбергского устава, подписанного в августе 1945 года союзниками, проходили многочисленные судебные процессы не только в самой Германии, но и на "оккупированных" странами-победительницами территориях, в том числе в Эстонии. Он ссылается на данные ФСБ, согласно которым в период с 1943 по 1953 годы в стране были арестованы более 320 тыс. местных жителей, обвиненных в сотрудничестве с немецко-фашистскими властями.

По мнению ученого, на протяжении многих лет советская власть якобы использовала уголовные процессы над военными преступниками времен Второй мировой в угоду "своим геополитическим амбициям". Отмечается, что в 1959 году с указа ЦК КПСС началась активная фаза борьбы с "антисоветскими эмигрантскими центрами", что, как указывает Марипуу, позволило Москве развернуть масштабную агентурную сеть в странах Запада, в том числе в США. Что же касается Эстонии, историк выделяет пять, по его мнению, "показных процесса" над коллаборационистами в ЭССР.

"Без срока давности" – так называется проект, созданный Российским военно-историческим обществом (РВИО), целью которого является сохранение памяти о ВОВ, а также поиск и раскрытие документов, связанных с ВОВ, в сотрудничестве с ФСБ.

"Из сборника КГБ №4 за 1963 год…"

Ежегодник эстонской охранки приводит выдержку из сборника КГБ №4 за 1963 год, где, в частности, рассматривается деятельность органов госбезопасоности Эстонской ССР в период с 1958 по 1963 годы.

При этом акцент в материалах КаПо делается на советской борьбе, включая информационную, против сбежавших на Запад фашистских преступников, которых СССР требует у США, Великобритании и Австралии выдать Москве.

Приведенные в обзоре документы КГБ якобы раскрывают активную деятельность Союза против эмигрантских организаций, которые непосредственно занимались антисоветской пропагандой. 

"Из сборника КГБ СССР №3 за 1969 год…"

Приводя информацию из данного сборника, КаПо рассматривает "пропагандистскую деятельность" советской власти в Эстонии посредством публикаций в газетах, журналах ЭССР, а также в документальных фильмах "Таллиннаучфильма", обличающую нацистские преступления, в том числе массовые расстрелы людей во время фашистской оккупации республики.

При этом авторы отчета пытаются подчеркнуть не только физическое, но и морально-психологическое, информационное "противоборство" советской власти с эстонской эмиграцией, а также с уличенными в пособничестве нацистам эстонцами, репрессированными, в свою очередь, за свершенные ими преступления.

Вывод как диагноз

Можно смело отметить, что недавно опубликованный ежегодник КаПо не является неожиданностью в контексте выбранного властями Эстонии политического нарратива борьбы с исторической памятью, превращая коллаборационистов в героев, а СССР в "оккупировавшую республику империю зла".

"Героизация пособников нацистов является мейнстримом в Эстонии и соседних странах уже не первый год и даже десятилетие. Эффект усиливается – чем дальше уходит время от событий Второй мировой, тем чаще совершаются подобные операции. Как правило, с подачи политиков это делается по отработанному шаблону", – ранее объяснил Baltnews российский историк и публицист, координатор Группы информации по преступлениям против личности, директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.

"Одни страницы биографии определенных лиц, имена которых есть на новых мемориалах, замалчиваются. Зато на их месте возникают новые страницы, где главное объяснение гибели человека – это то, что он был якобы жертвой коммунизма", – добавил историк.