Любишь Латвию – ругай Путина: что не так с местными патриотами

Флаг Латвии
© Sputnik

Виктор Петровский

Настоящий патриот у нас не тот, кто любит свою страну, а тот, кто больше всех ругает тех, кого, по его мнению, патриотами нельзя считать по определению – людей другой национальности, с другим цветом кожи, другого вероисповедания.

Политики любят говорить о патриотизме. Тема эта, с одной стороны, беспроигрышная, а с другой, что самое приятное, ни к чему не обязывающая. Патриотизм превратился одновременно в инструмент манипуляции и карикатуру; и то и другое сегодня хорошо продается.

Причина – неуверенность

Когда я (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) только начинал работать в журналистике, мне было важно, как меня оценивают коллеги. Критический отзыв воспринимался болезненно и появлялся соблазн сказать какую-то колкость в ответ. Сейчас меня критика не ранит, более того, я за нее благодарен. Появилась уверенность в себе, которая позволяет не тратить энергию на никому не нужные обиды, а направлять ее на саморазвитие. Конструктивная критика делает нас лучше, обиды же загоняют в тупик.

Так, мне кажется, и с патриотизмом – у нас часто его воспринимают в черно-белом цвете. Достаточно кому-то сказать, что ты не патриот, и начинается соревнование: да сам ты такой! Отсюда нередко возникают и неадекватные реакции: попытка спрятать свою неуверенность за агрессией.

Наши политики используют эту тему, раскручивая национальный вопрос. Настоящий патриот у нас не тот, кто любит свою страну, а тот, кто больше всех ругает тех, кого, по его мнению, патриотами нельзя считать по определению – людей другой национальности, с другим цветом кожи, другого вероисповедания.

От латвийских русскоязычных, например, постоянно требуют каких-то доказательств патриотизма. Есть целый свод правил: не говори на русском, не отмечай 9 мая, не выступай против языковых реформ в образовании, ругай Россию, ругай Путина, кайся. Не критикуй латвийскую власть.

Честно говоря, ничего общего с патриотизмом это не имеет. Мне вообще кажется, что этот стереотипный набор правил, продвигаемый Нацблоком и поддерживаемый большинством так называемых латышских партий, – это вредительство. Потому что патриотизм – это не подчинение каким-то правилам, не лояльность власти, а желание что-то улучшить в своей стране, возможно, даже через боль, если потребуется.

Бить себя в грудь и обвешивать свою машину латвийскими флажками – большого ума не надо. Воевать с пакистанскими кебабными, как это делает один известный латышский политик, – тоже.

Настоящий патриотизм, как мне кажется, тихий, а не громкий. Он не показной. Жанис Липке, который спасал евреев в годы Второй мировой войны, или врач в Латгалии, который не уезжает из страны, потому что просто больше некому будет занять его место, – больше патриоты Латвии, чем все сто депутатов латвийского Сейма вместе взятых.

Власть ни при чем

И патриот вовсе не обязан любить власть. И может быть равнодушен к государственным символам. И даже – скажу крамольную вещь – может не знать государственного языка. Все это стереотипы, навязываемые обществом.

Он может быть незаметным, может вести тихую жизнь, но при этом быть искренним в своих чувствах к людям, которые здесь живут. Потому что страна – это не символы и даже не язык. Это люди. Все остальное – это навязываемые стереотипы, которые от нас требуют соблюдать.

И если потребуется защищать страну с оружием в руках, я не уверен, что все эти кричащие о патриотизме политики не сбегут за границу, чтобы спастись.

Зато я уверен, что останутся те, кого почти не слышно, кто не обвешивает себя флагами с ног до головы. Потому что у нас в стране патриотом быть модно до того момента, пока это комфортно.

У группы "Несчастный случай" есть прекрасная песня, которая будто специально написана про ситуацию в Латвии. Песня так и называется – "Патриот".

Если где-то случился косяк,
Виноват исключительно враг.
От Госдепа диверсии ждет,
Патриот, патриот.
То, что сам где-то гвоздь не забил,
Он об этом немедля забыл,
Он ведь сор из изб не метет,
Патриот, патриот.

Просто замените "Госдеп" на "Кремль" – и все встанет на свои места.

Нужен враг

Сегодня в политическом дискурсе в Латвии тема внешнего врага является одной из самых важных. Все как у Оруэлла: каждый день необходимо проводить двухминутку ненависти, чтобы не расслаблялись. Врагом стала Россия, и настоящий патриот должен ругать ее при любом удобном случае.

При этом, если посмотреть на ситуацию чуть глубже, получается, что для многих так называемых патриотически настроенных политиков Россия – это такой спасательный круг. С ее помощью можно прикрыть свои "незабитые гвозди".

У нас высокий уровень коррупции – виноват Кремль. Врачи не получают должного финансирования – виноват Кремль. Люди массово уезжают за рубеж – конечно же, виноват Кремль. И то, что бабы не рожают, как раньше, – без Путина явно не обошлось.

Пока это нравится электорату – это будет использоваться. Потому что наше общество не уверено в себе, и стоит кому-то обвинить его в непатриотичности, как оно сразу же начинает доказывать, что это не так.

К сожалению, быть патриотом без пиара многим не нравится. Это тихая и скучная, по большому счету, история, о которой СМИ не расскажут. Поэтому приходится трубить во все трубы, рассказывая о своей любви к стране и ненависти к врагам. Но к патриотизму это, конечно, не имеет никакого отношения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме