Латвийская ассоциация журналистов обратилась в Государственную пограничную службу с просьбой о проведении переговоров с целью разъяснить необходимость участия СМИ в освещении событий на латвийско-белорусской границе.
Причиной такого прошения стало разработанное погранохраной Латвии руководство по контролю за посещениями СМИ вблизи латвийско-белорусской границы. Инструкция изложена на пяти страницах с описанием условий, при которых СМИ могут работать в приграничной зоне.
В документе указано, что участие СМИ не допускается в мероприятиях службы по защите границы, операциях по возвращению людей, в осуществлении пограничного контроля, а также при патрулировании национальных рубежей.
В это же время журналисты имеют право находиться вблизи государственной границы только под строгим контролем пограничников и "только в соответствии с указаниями должностных лиц погранслужбы".
Согласно правилам, СМИ предоставлена возможность работать на расстоянии не ближе 15-20 метров от государственной границы. Присутствие корреспондентов в приграничной зоне шириной 12 метров запрещено законодательством Латвии.
Глава латвийской ассоциации журналистов Илья Козин считает составленное руководство погранслужбы "отмазкой". По его мнению, погранохрана нарушает интересы латвийского общества.
Козин подчеркнул, что СМИ всегда работали и работают в зонах боевых действий и горячих точках, тем самым выполняя функцию медиа по информированию населения. Выдвинутые пограничниками Латвии требования препятствуют выполнению этой функции.
По словам Козина, из-за жестких правил посещения границы журналистам приходится иметь дело с противоречивой информацией неподдающейся проверке. СМИ также не наделены правом общаться с теми, кто находится в пограничной зоне, включая самих беженцев.
В связи с этим, Козин призывает погранслужбу разработать новые условия посещения границы для СМИ, так как нынешнее руководство нельзя назвать "европейским".
В погранслужбе Латвии сообщили, что ведомство организует работу СМИ вблизи белорусской границы только в определенных местах и в определенное время, "чтобы интересы безопасности Латвии не были поставлены под угрозу".
Для пребывания в приграничной зоне журналистам требуется получить специальный пропуск, который разрешает приближение к границе не более чем на два километра. В связи с введенным режимом ЧС, выдача пропусков временно ограничена. Допускаются исключения для запланированных и организованных визитов представителей СМИ.
В списке условий для журналистов во время пребывания на границе и требования к проведению интервью. Беседы разрешены только в местах нахождения пограничной службы, а также на другой территории без указания конкретного места. Служащие охранного ведомства назначаются для дачи интервью в соответствии со спецификой вопросов.
Что касается фото- и видеосъемки, то перед приближением к границе запрещено снимать номера пограничных знаков, противоположную сторону границы (белорусскую), природные ориентиры, отличительные знаки и лица служащих погранохраны, номера автомобилей и какие-либо вооружения.
"В случаях, когда СМИ нарушают инструкции должностных лиц Государственной пограничной охраны или в ситуациях, когда во время визита представителей СМИ возникает угроза интересам национальной безопасности Латвии, их работа ограничивается, а ведение репортажей прекращается", – говорится в правилах погранслужбы Латвии.
Ранее замначальника погранохраны Латвии Иварс Рускулис рассказал, что журналистов не допускают к освещению событий на латвийско-белорусской границе по причине психического состояния белорусских погранвойск.
"Ситуация там может сложится непредвиденная, в Белоруссии есть обязательная военная служба, и у этих молодых людей психическое состояние может быть разное", – заявил Рускулис. Он признал, что события на границе не получили должного освещения в СМИ.
Глава МВД Латвии Мария Голубева поручила Погранохране разработать решения для предоставления возможности журналистам лично посещать латвийско-белорусскую границу.
В свою очередь замначальника погранохраны обеспокоен возможностью возвращения журналистов с пограничной территории, а также ведущейся белорусами "разведкой".
"Надо понимать, что ограничения связаны с нашими возможностями безопасно вернуть этих людей с пограничной территории. На другой стороне [белорусской] ведется разведка, и довольно интенсивная, их разведка дошла до той степени, что они поинтересовались, какие мы носим ботинки".