Россия развернула загоризонтные радиолокаторы "Подсолнух" на Дальнем Востоке, балтийском направлении и на Каспии. Об этом рассказал генеральный директор разработавшего эти станции НПК Научно-исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР) Кирилл Макаров.
"Мы создаем станции поверхностной волны для обнаружения кораблей и воздушных объектов. Это станции типа "Подсолнух". Они уже находятся в эксплуатации, стоят на трех направлениях – на Дальнем Востоке, Каспии и Балтике. Кроме того, мы занимаемся разработками новых направлений – это радиофотоника и связанные с ней технологии, а также терагерцовое излучение", – сказал он в интервью РИА Новости.
Станция "Подсолнух" может обнаруживать цели за пределами "радиогоризонта" – максимального для радиолокаторов показателя. Есть две разновидности комплекса – одна предназначена для российских вооруженных сил, другая – на экспорт. Характеристики российской версии неизвестны.
Тем не менее на сайте НИИДАР можно найти информацию об экспортном варианте. Радары РЛС "Подсолнух" способны обнаруживать самолеты, беспилотники и крылатые ракеты на дальности 200-500 километров на высоте от пяти метров. Радиус обзора комплекса – 120 градусов. Одновременно комплекс может сопровождать до 200 надводных и 100 воздушных целей. РЛС обнаруживает корабли и самолеты, которые используют технологии "стелс", – почти на том же расстоянии, что и обычные.
Ранее американский журнал The National Interest писал, что РЛС "Подсолнух" вместе с РЛС "Струна-1" в ходе будущих конфликтов могут представлять серьезную угрозу авиации НАТО. Особенно уязвимы будут штурмовики, поскольку они отличаются специфическим порядком полета, вынуждающим их залетать в зону действия этих РЛС.
В скором времени НИИДАР передаст российским вооруженным силам первый образец загоризонтной РЛС "Контейнер".
"Станция использует явление отражения радиоволн декаметрового диапазона от ионосферы. Но у этой РЛС есть так называемая мертвая зона. Она составляет 900 километров, поэтому было принято решение о расположении станции в глубине страны. Это позволяет находиться станции в безопасности и контролировать воздушное пространство сопредельных государств", – подчеркнул Кирилл Макаров.