"НАТО, нам нужно поговорить". В новом году ждут встречу Путина и Столтенберга

Отношения России и НАТО уже долгое время находятся в кризисе. Пространство для маневров с каждым годом неуклонно уменьшается, но еще не поздно сесть за стол переговоров. Смогут ли стороны в новом году удержать и развивать диалог?

Бесконечные противоречия

В 2019 году было трудно говорить о каких-то позитивных тенденциях в отношениях между Москвой и НАТО. Альянс сохраняет твердость по вопросам Крыма, войны в Донбассе и необходимости сохранения санкций. Весьма показательно, что на саммите в Лондоне в начале декабря участники блока отметили в итоговой декларации пункт об "угрозе" безопасности Евро-Атлантического региона со стороны РФ. Члены НАТО обвиняют Россию в ухудшении и дестабилизации обстановки, призывая всех противостоять "агрессии" со стороны Москвы.

В российском Генштабе, в свою очередь, регулярно говорят о том, что все действия альянса свидетельствуют о подготовке к крупномасштабному военному конфликту. Наращивание сил НАТО в Восточной Европе и многочисленные учения на границах с РФ никак не способствуют улучшению взаимопонимания.

Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, "если мы берем словесную риторику, которую мы слышим из натовских кругов, как от стран-членов, так и от генерального секретариата, русофобия, конечно, зашкаливает".

Да, стороны постоянно говорят о том, что они готовы к сотрудничеству, что отношения должны быть прозрачными и предсказуемыми, да, никто не верит в скорый и неизбежный военный конфликт. Но, по общему впечатлению, (особенно, кстати, с учетом позиции стран Восточной Европы) хочется надеяться, что диалог лишь не ухудшится еще сильней – за словами о транспарентности и конструктивном подходе на деле мы видели лишь постоянное нарастание противоречий в отношениях.

Нужно поговорить

Однако нельзя сказать, что в этой темноте совсем нет лучей света и конструктивных мыслей. Стороны подают друг другу любопытные сигналы, которые, если будут услышаны, смогут сгладить некоторые противоречия. И президент Франции Эммануэль Макрон, и глава США Дональд Трамп, и генсек НАТО Йенс Столтенберг в своих недавних заявлениях отказались считать Москву врагом НАТО, а Макрон так и вообще говорил о "стратегическом диалоге" с Россией как условии обеспечения безопасности в Европе. Это дает шанс, что НАТО не будет возражать против разрядки отношений – по крайней мере, попытки таковой в ближайшем будущем.

© AP Photo/Francisco Seco
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (в центре на первом плане слева) беседует с президентом США Дональдом Трампом (в центре на первом плане справа) на встрече лидеров НАТО, 4 декабря 2019 года

И эта попытка может состояться – в конце декабря в интервью агентству DPA Столтенберг сообщил о готовности провести личную встречу с президентом России Владимиром Путиным для обсуждения сложностей в отношениях НАТО и Москвы. Чиновник подчеркнул, что "верит в диалог с Российской Федерацией", поэтому, если появятся подходящие "рамочные условия", то он готов поговорить с российским лидером.

Не совсем понятно, какие условия должны быть для этой встречи, что может предложить генеральный секретарь НАТО и насколько вообще возможно обеспечить определенность в отношениях при этой непрекращающейся конфронтации.

Альянс говорит о "сдерживании и диалоге" в отношении России, и идея этой встречи вроде бы говорит о попытке сближения через переговоры. Однако НАТО по-прежнему ведет диалог с позиции силы – и такой подход чреват тем, что даже в случае успеха мероприятия стороны ограничатся лишь тактическими вопросами.

Тем не менее в речи господина Столтенберга прозвучала мысль, с которой трудно не согласиться. Когда есть сложности в отношениях, важно вместе сидеть за столом переговоров, при отсутствии подвижек в улучшении отношений Москвы и НАТО все равно удерживать ситуацию в мирном русле. "Даже если наши отношения не улучшатся, нужно уметь управлять этими трудными отношениями", – подчеркнул он.

© Sputnik / Алексей Никольский
Йенс Столтенберг и Владимир Путин. 19 мая 2009 года.

Осторожные шаги

На фоне неопределенности в отношениях заявление генсека НАТО, безусловно, является очень актуальным – с 2014 года встречи на высшем уровне между Россией и НАТО не проводятся, пространство для диалога сужается, и разрушаются механизмы взаимодействия между сторонами. Да, противоречий, которые реально могли бы привести к крупномасштабному конфликту, сегодня нет, но острые разногласия в территориальном, политическом и экономическом вопросах не идут на пользу безопасности и развитию.

В новом году сторонам следует быть готовыми к осторожному маневрированию без расчета на кардинальные перемены. Не стоит ожидать, что эта встреча вообще произойдет. Не стоит ожидать от нее сенсаций или подписания каких-либо важных документов. Скорее всего, стороны лишь еще раз перечислят друг другу давно известные условия и, может быть, формально обсудят возможные перспективы сотрудничества между Москвой и альянсом. Впрочем, и само по себе появление канала общения будет хорошим результатом.

Зато в случае успеха эта встреча станет шагом на пути к взаимопониманию. Есть шанс, что затем диалог продолжится в расширенном формате, а там есть и вероятность конкретных тезисов о деэскалации растущего напряжения в Европе. На языке же ультиматумов и санкций стороны говорят уже долгое время – и пока это было контрпродуктивно. Без взаимодействия в 2020 году мы можем ждать сползания к очень жесткой конфронтации, которая одинаково опасна для Москвы и для альянса.

К счастью, понимание того, что не стоит переходить "красную линию", постепенно приходит в умы союзников. В альянсе все громче звучат голоса о необходимости пересмотра диалога с Россией, и наверняка генеральный секретарь НАТО их слышит. Не так давно он говорил, что блок нуждается в "сдерживании, обороне и диалоге". Посмотрим, получится ли у сторон с последним в новом году. Тем более что недостатка в сдерживании и обороне в году 2019 определенно не было.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.