"Россия – не страна, а цивилизация": записки латвийца о Калининграде

© Sputnik / Владимир Федоренко

После поездки в Калининград стало понятно, что Россия – не "страна" в обычном понимании этого слова. Это мир, цивилизация, где юг кардинально отличается от севера, а запад от востока. Разумеется, такому образованию присуща огромная инерционность.

В современных геополитических реалиях Латвии объективно выгодно сменить "компанию" и сделать выбор в пользу России. Объективно. А не из-за любви, ностальгии или, допустим, страха… Только так республика сможет выйти из тупика, в который сама же себя загнала.

Апокалипсис начинается с экономики. Каких "черных бабочек" ждет латвийское общество >>>

"Иди и смотри…"

Калининград встречает меня (автор Александр Шамров – прим. Baltnews) ледяным ливнем. Я не был здесь десять лет. К тому же кончились сигареты. Борьба с "демоном сизого дыма" здесь реальная, а не фиктивная, как в Латвии. В частности, на вокзалах табаком больше не торгуют. Поэтому новое знакомство с городом начинается с ближайшего супермаркета сети "Виктория". В принципе, это магазин класса Rimi. Однако выбор товаров по всем позициям превосходит рижский примерно в 3-4 раза. А цены – примерно на треть ниже. И подавляющее большинство этих продуктов российского производства. Очень многие выпущены здесь, в калининградской области. Другие завезены из самых разных российских регионов.

Напрасно думают, что оживление российского сельского хозяйства и пищевой промышленности – это следствие западных санкций. Я бы сказал так: к моменту их введения Россия была уже к этому готова. Скорее наоборот: санкции стали истеричной реакцией определенных сил Запада на то, что страна перестала быть "проходным двором" и западной барахолкой.

Впервые я приехал сюда летом 2004-го. И будто вновь вернулся в 90-е… Деревянные избы уличных шалманов, ревущий из "колонок" бородатый шлягер "Получил как-то с воли маляву", "братки" и "пальцы веером". Полки магазинов, заваленные низкосортной западной "хавкой" и беспробудное пьянство провинции. Местное сельское хозяйство пребывало в состоянии клинической смерти, а в одичавших полях высились помпезные новорусские замки.

А всего лет за пять-семь лет до этого, мне это рассказывали очевидцы тех событий, например, на военном аэродроме в Северном военные летчики, офицеры падали в голодный обморок на построении перед вылетом. Падали потому, что свое "продуктовое довольствие" тайно выносили из столовой, чтобы отдать голодной семье. То есть к моменту смены столетий Россия стояла на пороге национальной катастрофы.

Прошло года два, и я вдруг заметил, что западная "хавка" с полок почти исчезла, а вместо нее появились качественные продукты местного производства. Году к 2007-му их ассортимент превысил рижский раза в два, и я перестал обращать внимание на эти перемены. Одновременно с этим началось массовое жилищное строительство, появились программы "доступное жилье", "офицерская ипотека", "молодая семья" и т. п. А сейчас – вот такая картина, с которой я начал это описание.

© Sputnik / Игорь Зарембо
Вид на Московский проспект в городе Калининграде.

Конечно, не желудком единым жив человек… Но со способности прокормить себя начинается настоящая независимость страны. Во-вторых, такая экскурсия по супермаркетам, оценка ассортимента товаров, наблюдения за поведением и выбором покупателей лучше любой статистики характеризует местную экономическую ситуацию. И наконец, о чем постоянно забывают, развитие собственного производства – это прежде всего развитие человеческого потенциала. А уже это с неизбежностью потребует и более глубокой системы образования, и развития науки, и множество действительно грамотных руководителей…

Схожую картину мне нарисовали люди, побывавшие в других регионах России. Можно с уверенностью сказать: в продовольственном плане страна уже полностью самодостаточна.

В такой ситуации санкции становятся благом: Россия в гораздо меньшей степени, чем раньше, окажется втянутой в "мировой" кризис американской цивилизации. Более того, в ответ на поведение Запада президент РФ еще 6 августа 2014 года подписал "Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Он предусматривает запрет ввоза в РФ "отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению".

© Sputnik / Игорь Зарембо
Торговый центр МЕТРО Кэш энд Керри в Калининграде

Список запрещенных к ввозу продуктов дополнялся и в 2015-м, и 2016-м годах. В результате этого та же Латвия потеряла, по сравнению с 2013 годом, 34% экспорта сыров. В латвийских шпротах "вдруг" было обнаружено повышенное содержание канцерогенного бензопирена. А в 2015 году латвийский экспорт сельхозпродукции сократился, только за счет потери российского рынка, на 11,5%. Сама же Россия легко заменила "контрсанкционные" продукты отечественными.

Тут уместно вспомнить аргумент конца 80-х в пользу отделения Латвии от СССР: "В маленьком доме легче навести порядок, чем в большом". Как мы видим, Россия в своей огромной "коммуналке" за 15 лет сделала то, что Латвия на своем маленьком "хуторе" не смогла и за 30. А голодные обмороки в 90-е у нас тоже были: среди профессоров, вчерашних инженеров-конструкторов и рабочих высокотехнологичных производств, например.

Город в камуфляже

Тревожность нынешней ситуации чувствуется и в Калининграде. Нет, сами люди такие же, как и десять лет назад: гораздо более коммуникабельные, чем в Латвии, неуловимо похожие на советских людей моего детства. Но, например, на вокзалах возникает неистребимое ощущение города на осадном положении. Войти туда теперь можно, только пройдя, как в аэропорту, через рамку металлодетектора, пропустив ручную кладь через рентген, а потом еще миновав девушку в спецформе с ручным металлодетектором в руках.

На один из мониторов над кассами транслируются "мультики" на тему бдительности граждан перед угрозой терроризма. По трансляции звучит напоминание, что посещать приграничные поселки можно, лишь имея при себе документы. Его сменяет краткий спич о вреде табачной зависимости. Вокруг непривычно много людей в самой разной форме. Офицеры, солдаты, курсанты, суворовцы – это понятно, тут так всегда было. Но появилось очень много человек в камуфляже с эмблемами самых разных служб безопасности или каких-то других, не совсем понятных мне структур.

© Sputnik / Игорь Зарембо
Аэропорт Калининград (Храброво) имени императрицы Елизаветы Петровны

И это явно небезосновательно. В такой ситуации любые провокации становятся вероятными. Тем более что началось это далеко не вчера. В начале "нулевых" 140 боевых кораблей НАТО встали в экстерриториальных водах вдоль берегов области, а две дивизии альянса – вдоль границы, со стороны Польши.

Проходили учения под легендой "защита свободного выбора молодого балтийского государства от возможной агрессии восточного соседа". Одновременно в области процветали и всячески поддерживались "из-за бугра" сепаратистские движения и партии. Мне даже довелось делать интервью с лидером одной из них…

К счастью, целый комплекс причин не позволил тогда Западу устроить здесь "оранжевую революцию". Сегодня ситуация уже не та: Россия вновь может себя защитить. Но западные "братья по разуму", как мы видим, не унимаются.

Примерно в те же годы эксперты ООН пришли к выводу, что демографический потенциал Сибири и Дальнего Востока явно недостаточен для освоения ее природных богатств и поддержания сплошной экономической и поселенческой инфраструктуры. На основании этого США и ЕС требовали от России фактически отдать Западу под контроль эти территории. А не такое ли будущее ждет завтра Латвию, с учетом непрекращающейся массовой эмиграции? И что это будет, если не самая настоящая оккупация? Конечно, полезных ископаемых у нас нет… Но есть выгодный стратегический плацдарм для "борьбы с российской угрозой".

Точных данных о том, сколько жителей осталось в Латвии, не существует. По крайней мере, в открытом доступе… Официальная статистика выглядит примерно так: сегодня из Латвии выехало сорок человек, а въехало 35. Значит, делается вывод – население республики уменьшилось на пять человек. А на самом деле уехали на заработки, а скорее всего, эмигрировали жители Латвии. А въехало, допустим, 20 студентов, десять гастарбайтеров и пять работников офиса какой-нибудь международной корпорации. Они здесь поучатся-поработают, да и уедут восвояси. То есть население Латвии в этот день уменьшилось не на пять, как говорит статистика, а на сорок человек.

"На литовско-эстонской границе все спокойно"

На границе с российской стороны атмосфера теперь тоже совсем иная. Она более сдержанная, строгая, даже суровая. А уже на литовской стороне, по дороге обратно, происходит вообще дикая история – в таком мнении сошлись все, немногочисленные пассажиры. Пятерых из примерно 15-ти человек выводят и заставляют пройти процедуру электронной дактилоскопии. В прежние времена, а катался я тогда в Калининград, как в соседний район на трамвае, ничего подобного видеть не приходилось.

И тем не менее в современных реалиях для Латвии наиболее оптимально было бы решительно и радикально развернуться в сторону России. Причисление России, вместе с Китаем, Индией и т. п., к числу "развивающихся стран" хоть и обидно для россиян, но вполне оправданно. Если коротко: это страны, нацеленные на создание полноценной созидательной экономики (а не фиктивной, банковско-биржевой и потребительской, к чему в итоге пришел Запад). И это страна, напомню, у которой есть все шансы не втянуться в полной мере в очередной тяжелейший "мировой" кризис американской цивилизации.

Буквально на днях министр обороны США Марк Эспер назвал Россию и Китай "ревизионистскими государствами". В переводе на нормальный язык это означает: Россия (Китай, а также Индия) уверенно идет к тому, чтобы вновь занять достойное место государства планетарного масштаба. Собственно, только и исключительно этим вызваны все обвинения России заокеанскими "братьями по разуму".

Есть основания раскритиковать буквально все методики подсчета "богатства" или "бедности" страны (номинальный ВВП, реальный ВВП, особенно ВВП по ППС, паритету покупательной способности, и даже, казалось бы, "объективный" ВВП по ППС на душу населения). Все они дают абсолютно разные значения, слабо связанные с реальной жизнью во всей ее полноте. Поэтому давайте избавимся от магии цифр и взглянем на ситуацию действительно реально!

Первое, что надо понимать, Россия – не "страна" в обычном понимании этого слова. Это мир, цивилизация, где юг кардинально отличается от севера, а запад от востока. Разумеется, такому образованию присуща огромная инерционность. В то же время менее 20 лет назад эта цивилизация стояла на пороге общенациональной катастрофы.

Второе. Конечно, афоризм "развивать "все" – это значит "ничего" справедлив… Но – для типичных национальных, в лучшем случае региональных государств. Россия-цивилизация просто обязана думать обо всем сразу.

Миф о "деградирующей", "нищающей" России придумали сами россияне. Придумали для внутреннего использования, а уже потом его охотно подхватили "братья по разуму" и их апологеты. Складывается впечатление, что россияне сравнивают свою жизнь с былым величием СССР, с обещанным их родителям "коммунистическим завтра", с неким "горним идеалом" жизни, свойственным русскому человеку. А вы сравните с бывшими братскими республиками, причем – западными, экс-витриной Союза. Например, с Латвией.

Так, например, выселить собственника приватизированной квартиры из единственного жилья российские законы не позволяют. В Латвии, точно так же – по закону, судебный исполнитель может выставить единственное, причем приватизированное, жилье на аукцион за долг, например, по налогу за недвижимость в несколько сотен евро, – что на два порядка меньше стоимости квартиры или частного домика. И где тогда, простите, право частной собственности действительно священно? В "европейской" Латвии – или в "дикой" России?

Земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом, "с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты" по российским законам относятся к общему имуществу дома и с 1 января 2015 года земельным налогом не облагаются. А в Латвии типична ситуация, когда этот участок облагается налогом дважды.

Первый раз – муниципальным, а второй раз – скупившими эти участки так называемыми земельными баронами. И такие примеры можно множить и множить… Но как раз набор таких бытовых "мелочей" – это то, что и отличает жизнь от каждодневного выживания! То есть Россия сегодня развивается целенаправленно, подтягивая постепенно все аспекты жизни к достойному человека уровню. И если, как пишут те же рядовые россияне, только работающие журналистами, 90% населения страны живет за чертой бедности, то за какой "чертой", прости Господи, живем мы в Латвии?

К сожалению, разворот в сторону России для Латвии практически нереален. Для этого потребовался бы ряд решительных шагов, на которые Латвия никогда не решится, не получив милостивого кивка из Брюсселя. В самой же "старой" Европе ситуация по этому вопросу достаточно двойственная.

Да, на уровне лидеров отдельных стран приходит понимание, что противостояние с Россией, тот же режим санкций – это политический и экономический тупик. США, при самом радикальном развитии событий, как всегда отсидятся за океаном, натравив, допустим, на ту же Калининградскую область поляков. Отвечать "по гамбургскому счету" придется европейцам… Но, с другой стороны, для перехода к принятию позитивных решений этого понимания пока не хватает.

© РИА Новости
Морской торговый порт в Калининграде

А что мы имеем в Латвии? Практически недееспособный парламент. Абсолютно зависимая от "метрополии" экономика. Два первых лица государства хоть и принадлежат к национальности, считающей себя тут "единственной коренной", но на самом деле являются представителями абсолютно чуждого ей менталитета. Менталитета той самой евроатлантистской "метрополии". Премьер-министр – американского, президент – немецкого.

Всего две цитаты:

Кришьянис Кариньш, премьер-министр: "Предпринимателям надо понять, что российского рынка для них больше не существует. К востоку от латвийской границы им больше ничего не светит".

Эгилс Левитс, президент Латвии: "Латвия – не мост между Востоком и Западом. На мосту или под мостом пускай сидят другие. Мы – часть Запада".

Что ж, блажен, кто верует. Но в итоге Латвию, как и прежде, будут использовать "втемную" в чужой для нее игре.

К слову сказать, когда больше десяти лет назад я ездил в Калининградскую область в творческие командировки и учился там на "заочке", в РГУ (ныне БФУ) имени Канта, даже в университетской библиотеке постоянно путали, откуда же я приехал.

Сначала думали, что из Литвы: она рядом, с литовцами постоянно происходят самые разноплановые контакты. Потом думали, что из Эстонии: в Таллине тогда как раз произошли трагические события вокруг "Бронзового солдата". А вот про то, что между этими двумя странами затесалось еще странное образование под названием "Латвия", люди как-то забывали. Так что Латвия явно переоценивает свою известность и значимость в мире, даже в семи часах езды от Риги на автобусе. Как говорится, на литовско-эстонской границе все спокойно…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.