Отношение Европы к российской вакцине от коронавируса резко изменилось. Этого и следовало ожидать. Положение с заболеваемостью в тех же Германии и Чехии принимает катастрофический масштаб. Ставка на американо-германскую разработку не привела к желаемому результату. Из-за бесполезных метаний ЕС потерял время и силы, подвергнув опасности жизнь и здоровье собственных граждан.
И вдруг неожиданно наступило коллективное прозрение. Первой прозрела канцлер ФРГ Ангела Меркель. Дескать, вакцина "Спутник V" – ценнейшее изобретение, которое носит общечеловеческий характер. После того, как канцлер дала отмашку, евроспикеры тотчас бросились превозносить русскую вакцину.
Оказывается, это самое главное достижение современной России со времен Советского Союза. И страны-члены ЕС разом протянули руки к Москве, желая получить проверенное и надежное средство от COVID-19.
Между тем еще несколько месяцев назад европейские чиновники беспощадно хаяли отечественные разработки. Мейнстримные информационные агентства относились к "Спутнику V" в лучшем случае со снисходительным пренебрежением. Но непредвиденные события спутали все карты, припасенные в рукавах у лидеров стран Европейского сообщества.
Скелеты в шкафу Pfizer
Оказалось, что вакцина Comirnaty – плод взаимной любви американского фармакологического мегаконцерна Pfizer и немецкой корпорации BioNTech – построена на основе новейшей технологии. Как образно выражаются иммунологи, этот препарат по воздействию сравним с ядерной бомбой и предназначен исключительно для молодых и здоровых организмов. В свою очередь, люди преклонного возраста, ослабленные сопутствующими заболеваниями, такого удара могут и не выдержать. К тому же условия хранения и транспортировки этой вакцины обходятся очень дорого.
Впрочем, рекламная кампания, развязанная маркетологами Pfizer, оказалась очень мощной. Хвалебные отзывы об изобретении звучали из каждого европейского репродуктора. Но навязчивая реклама, как известно, это уже повод для подозрений. Для того, чтобы сделать вывод о достоинствах той или иной разработки, особенно в области фармакологии, надо изучить историю разработчика. А она у корпорации Pfizer несколько сомнительная.
Еще с 1990-х годов концерн сотрясают скандалы и судебные разбирательства. Лекарства, которые этот мировой гигант фармакологии производит уже более четверти века, далеко не всегда помогали страждущим. Бывало и наоборот.
Дурной шлейф тянется за компанией из Африки. Фарм-специалисты Pfizer разработали препарат Trovan, который является антибиотиком широкого спектра действия, ингибирующим разматывание суперспиральной ДНК у различных бактерий, что приводит к блокировке активности ДНК-гиразы. Его испытания, позднее признанные незаконными, были проведены в Нигерии, в штате Кано.
Жертвами испытаний 1996 года стали в основном больные менингитом дети. Одиннадцать детей погибли, многие пострадали от необратимых изменений слуха и зрения. Оказалось, что испытания были проведены без санкции правительства Нигерии и без согласия родителей этих детей. Двести человек подали иски против Pfizer. После того, как скандал разгорелся, препарат был снят с рынка из-за риска побочных эффектов.
Похожая история имела место с антиревматоидным препаратом целекоксиб, при рекламировании которого была распространена дезинформация. В 2004 году Pfizer направил датским врачам письмо с отчетом о клинических испытаниях, проведенных на 400 000 человек. В отчете представители компании заверили датчан, что применение этого препарата не влияет на риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Потом оказалось, что данные неверны. Pfizer вынужден был заплатить 2000 долларов штрафа. Уже в 2012 году открылось, что представители компании Pfizer уничтожили все документы, которые касались подлинных результатов испытаний целеоксиба и схожего по действию валдекоксиба.
Слабость AstraZeneca
О вакцине, разработанной компанией AstraZeneca, специалистами уже сказано очень много. Сложно добавить что-то новое.
У поставщика на сегодняшний день наблюдаются объективные трудности с хранением, поставкой и реализацией своего препарата. К тому же из-за неспособности своевременно и качественно выполнить условия первоначального контракта кембриджская компания столкнулась с серьезными имиджевыми проблемами, которые подорвали доверие большой части жителей ЕС к ее вакцине. Ряд стран Евросообщества открыто заявили, что не будут прививать этим препаратом людей старшего возраста.
Я (автор Александр Филей – прим. Baltnews) пишу это не для того, чтобы дискредитировать ту или иную компанию. Сведения об исках и скандалах, связанных с фарм-предприятием Pfizer, можно почерпнуть из открытых источников. Да, компания мощная и, конечно, вряд ли столь влиятельный игрок на глобальном рынке фармакологии может избежать ошибок и не поддаться соблазну совершить махинации. Здесь вопрос в другом.
Венгерский пример
Власти ЕС слишком легко поверили в фармацевтический гений собственных разработчиков, которые умеют талантливо лоббировать свои материальные интересы. Налицо упущенное время и нереализованные возможности. Прибалтийские республики, оформляя свое членство в Евросоюзе, к сожалению, вынуждены были поступиться львиной долей своего суверенитета – политического, производственного, экономического. А сейчас возникает впечатление, что правом принятия важных решений в области здравоохранения местные правительства тоже не обладают.
С другой стороны, есть пример официального Будапешта.
Венгрия заняла принципиальную позицию. Она пренебрегла давлением, угрозами, политическими провокациями и решила напрямую, минуя посреднические инстанции брюссельского политпланктона, обратиться к России за самой надежной и безопасной вакциной.
Москва при десятках камер подписала с Будапештом солидный договор, по условиям которого вакцина "Спутник V" уже поставляется в эту страну.
Очевидно, что этот договор можно включить в копилку личных политических достижений министра иностранных дел Петера Сийярто и премьер-министра Виктора Орбана. Однако далеко не все восприняли этот шаг венгров сообразно с демократическими идеалами. На Венгрию шикали, ее публично одергивали, ей улюлюкали вслед. Но времена изменились. Сейчас те же Берлин и Прага практикуют такую же "прорусскую" риторику и соревнуются в том, кто первый получит русский "Спутник V".
Что упустила Латвия
Нельзя не задаться вопросами – почему Рига не Будапешт? Почему Рига не проявила инициативу и не обратилась к России напрямую? На мой взгляд, Латвия находится даже в более выигрышном положении, чем Венгрия.
Во-первых, она ближе к России географически. Во-вторых, между Москвой и Ригой отсутствует языковой барьер. В-третьих, всем известен высокий уровень латвийской фармакологии, поднятый в советскую эпоху и, к счастью, удерживаемый по сей день. Достаточно вспомнить легендарные Grindex и OlainFarm. В-четвертых, российские и латвийские научно-производственные центры до сих пор поддерживают тесные контакты в области фармакологических исследований.
Не секрет, что ключевой препарат компании Grindex – милдронат – успешно реализуется на российском рынке. Олайнское предприятие тоже активно поставляет свою продукцию в Россию. Связи давно налажены. Так повелось, что бизнес в наших краях договаривается быстрее и эффективнее, чем политики.
К тому же в распоряжении обоих влиятельнейших фармакологических предприятий Латвии имеются современные химические лаборатории, оснащенные реакторами, фильтрами, центрифугами, мерными устройствами. Более того, лаборатория компании Grindex, торжественно открытая в 2007 году, и сегодня сохраняет статус одной из крупнейших аналитических лабораторий такого рода в Восточной Европе.
Если бы правительство Латвии грамотно распорядилось ситуацией, договорилось с национальным центром имени Гамалеи и, проявив организационно-дипломатические таланты, разрешило ведущим фарм-компаниям республики, Grindex и OlainFarm, поучаствовать в производстве "Спутника V" на месте, изыскав для этих целей средства из госбюджета, то результат был бы выдающимся. Живительный поток инвестиций, активизация местных мощностей, новые рабочие места, престиж и почет на международном уровне.
И к тому же – реальный повод для восстановления добрососедских отношений с Россией. О Латвии бы заговорили с уважением те же собратья по ЕС – так же, как сегодня в Германии по-другому оценивают венгерский опыт сотрудничества с Россией. Да и классическая вакцина, работающая старым дедовским методом (в отличие от "пфайзеровской" торпеды и малоэффективной разработки от AstraZeneca), была бы доступна латвийским жителям уже давно.
Спасение в вакцине
Итак, вместо того, чтобы воспользоваться прекрасной возможностью оживить местную фарм-индустрию, в правительстве начались странные телодвижения.
Сначала в отставку ушла глава Минздрава Илзе Винькеле. Потом было создано бюро по вакцинации, отношение к которому среди населения республики довольно неоднозначное. Членами этого бюро являются в основном менеджеры крупных транснациональных компаний, весьма далеких от медицины и фармакологии.
А параллельно – даже после сенсационного для еврообывателей выступления Ангелы Меркель и не менее сенсационной публикации в авторитетнейшем журнале The Lancet – местные эксперты в СМИ продолжают демонстративно очернять российскую разработку.
Стремление слепо следовать политической конъюнктуре – вот то, что чаще всего подводит официальную Ригу. Получается, что глава МИД Эдгар Ринкевичс – не Сийярто, а премьер-министр Кришьянис Кариньш – не Меркель. Правда, новый глава Минздрава Даниэль Павлютс производит впечатление энергичного человека, поэтому сохраняется надежда, что латвийские власти будут шире смотреть на жизненно важные вопросы обеспечения населения республики по-настоящему надежным препаратом.
А с точки зрения чистой политологии я могу предположить, что именно "Спутник V" является тем средством, которое в перспективе спасет правительство Кришьяниса Кариньша от тотального политического банкротства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.