Экс-министр внутренних дел Латвии Янис Адамсонс и российский гражданин Геннадий Силонов были задержаны по подозрению в шпионаже за неделю до встречи в Женеве президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена. Случайное совпадение? Возможно. Но, возможно, и нет. Приведу пример из недавней истории.
Игра на обострение
Я (автор Владимир Линдерман – прим. Baltnews) несколько лет занимался делом Константина Никулина, бывшего рижского омоновца, приговоренного литовским судом к пожизненному заключению. Суд решил, что якобы именно Никулин со товарищи, выполняя волю Москвы, 31 июля 1991 года устроили кровавую бойню на таможенном пункте в Мядининкай. Семь литовских таможенников и полицейских тогда были убиты.
Политика – вещь жестокая, но я не вижу у руководства СССР мотива для совершения такой акции. Допустим, России нужен был повод для силового подавления сторонников независимости Литвы. В таком случае, рассуждая цинично, требовались жертвы среди советских военнослужащих. Мол, до чего дошло – наших солдат убивают, пора наводить конституционный порядок.
Но зачем убивать литовцев?! Чтобы добавить пропагандистских козырей противнику?
А вот у литовских националистов мотив был. В тот же день, когда произошел расстрел в Мядининкай, в Москве для подписания Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) встретились первый и последний президент СССР Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший.
Националистов вряд ли волновали проблемы разоружения, но их могла не на шутку встревожить перспектива сближения СССР и США. Вдруг американцы и русские снова договорятся, как это случилось в годы Второй мировой войны, и Литва не получит независимости?
Логично в такой ситуации сыграть на обострение, выставить СССР "государством-злодеем" и попытаться сорвать процесс советско-американского сближения. Еще не остыли гильзы на месте расстрела в Мядининкай, а литовские лидеры уже объявили Советский Союз "виновником" трагедии.
Примеры подобных провокаций дает и история арабо-израильских отношений. Кажется, вот-вот уже должны быть подписаны мирные соглашения, лидеры готовы, скрывая взаимное отвращение, протянуть друг другу руки – как вдруг происходит взрыв, теракт, нападение и так далее. Делегации хлопают дверями, переговоры сорваны.
Кому холодная война, а кому мать родна
Возможно, арест Адамсона и Силонова имеет тот же смысл: подбросить дровишек (свою скромную вязанку хвороста) в костер российско-американского противостояния. Дать американским "ястребам" свежее доказательство "агрессивных замыслов" России: "Смотрите, русские вербуют не какую-то мелочевку, а министров стран НАТО, ведут двуличную игру, им нельзя доверять!".
Если США и Россия сойдут с тропы холодной войны и установят более прагматичные отношения, это будет означать крах для многих латышских политиков, а может быть, и для политического режима в целом. Латвия лишится своего главного экспортного ресурса, который держит ее на плаву, – русофобии.
Сегодня истеричные антироссийские выпады со стороны балтийских стран востребованы, поскольку Запад и Россия фактически находятся в состоянии холодной войны. Востребованы даже клинические и утопические проекты типа предъявления России иска на 300 млрд долларов за ущерб, нанесенный в годы "оккупации".
А если, пользуясь терминологией 1970-х годов, произойдет разрядка международной напряженности? Воинствующая русофобия сразу упадет в цене. Элиты западного мира потеряют к ней интерес, хотя бы временно.
Кроме того, выход из холодной войны может помешать латышским националистам ударно завершить дерусификацию страны. Сейчас дискриминацию местных русских удобно преподнести как борьбу с "пятой колонной", якобы управляемой из Кремля. В обстановке "мир, дружба, жвачка" такие аргументы, понятно, не прокатят.
Смене политического курса обычно сопутствуют и кадровые зачистки. Американцы сами будут заинтересованы убрать с ключевых постов в Латвии тех, кто слишком "засветился" в антироссийской политике. Для реализации нового курса понадобятся новые люди: более прагматичные, более миролюбиво настроенные к России и русским.
Даже намек на сближение позиций России и США вызывает у латышских правящих политиков приступ страха. Как не без юмора сформулировал один из них (еще при предыдущем американском президенте Дональде Трампе): "Мы очень боимся нового пакта Путина – Рибентрампа".
Естественно, те, кому улучшение российско-американских отношений грозит карьерным крахом, не будут сидеть сложа руки. Вместе со своими литовскими, эстонскими, польскими и украинскими союзниками они попытаются сделать все от них зависящее, чтобы вторая холодная война продлилась как можно дольше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.