"Верни, я все прощу": Латвия не оставляет надежд окупить "оккупацию"

Рига, 1970-е годы
© Sputnik / Сергей Соловьев

Петр Сологуб

Латвийская власть продолжает скрупулезно подсчитывать ущерб от "советской оккупации". Повезло, что сосед занят своими делами и подсчетами не занимается. Ведь цифра, которую "должник" вложил в латвийскую экономику в советские времена, ошеломляет.

Еще 2015 году министры юстиции всех трех стран Балтии подписали Меморандум о сотрудничестве, подразумевающий координацию деятельности по взысканию с России ущерба от "оккупации".

С этой целью на бюджетные средства во всех республиках создали специальные комиссии, которым предписывалось разработать хитроумные методики и скрупулезно подсчитать все убытки, дабы затем власти могли на основании их исследований выставить оккупантам точный счет – вплоть до последнего евроцента.

Специалисты специальных комиссий доверие оправдали. В Латвии они выбрали следующий подход: принять за аксиому, что, если бы республика не вошла в состав СССР, ее экономика развивалась бы ровно в том же темпе, что и у Финляндии.

При такой точке отсчета считать легко и приятно. Берешь финские достижения, присваиваешь себе и начинаешь прикидывать, сколько Латвии до них не хватает.

Но это еще не вся бухгалтерия ущерба. Главная ее составляющая – многообещающая графа "убытки от пребывания в СССР", куда можно внести все, что душа пожелает.

Ущерб от коллективизации и национализации промышленности, от сталинских репрессий и от размещения военных баз. Ущерб, нанесенный оккупантами культуре, ущерб от экологических загрязнений из-за построенных заводов, демографический ущерб от войны в Афганистане, климатический ущерб от аварии в Чернобыле и прочее, прочее, прочее.

Теми же подсчетами усердно занимались в соседних республиках братья-литовцы и братья-эстонцы. На круг вышло неплохо. Даже по предварительным прикидкам Россия оказалась "должна прибалтам" нескромно много. Эстонцы подсчитали, что Москва "должна" им 1,2 миллиарда евро, а литовцы оценили "ущерб от советской оккупации" в 20 миллиардов долларов.

Но впереди всей Балтии в вопросе компенсаций оказалась Латвия. Известив мир, что именно она и являлась донором всего Союза Советских Социалистических Республик на протяжении всего пребывания в нем, Латвия заявила, что 300 миллиардов евро, возможно, несколько примирили бы ее с советским прошлым.

Допустим, прямой экономический ущерб составлял меньше: 185 миллиардов евро. Но налицо ведь и моральный ущерб, что тоже должно иметь свое выражение в денежном эквиваленте.

В случае успеха на Прибалтику в целом и Латвию в частности должен был пролиться золотой дождь, гарантирующий процветание. Может, даже удалось бы, наконец, догнать и перегнать Финляндию! Жаль, "оккупант" оказался несознательным, отказался признать вину и даже не сел проверять озвученные цифры. А ведь комиссии так старались.

Уши мертвого осла

Российский МИД вежливо пояснил раскатавшим губу прибалтам, что рассматривает присоединение Прибалтики к СССР соответствующим нормам международного права того времени, а сам термин "оккупация" считает неприемлемым.

Аргументы, которые российские дипломаты разложили буквально по полочкам, были весьма убедительны:

  1. Чисто юридически "аннексия" стран Балтии в рамках пакта Молотова – Риббентропа являлась не оккупацией, а инкорпорацией, которую СССР осуществил, руководствуясь сугубо военно-стратегическими и оборонительными задачами;
  2. Вступление республик в СССР было реализовано на договорной основе, при согласии избранных властей;
  3. Прибалтийские республики в составе СССР сохранили свои национальные органы власти, язык и имели представительство в советских высших государственных структурах. Значит, речи об оккупации идти не может в принципе.

Ну а с учетом того вклада, который СССР внес в развитие инфраструктурной, экономической и социальной сфер Прибалтики, говорить о каком-либо ущербе вообще не приходится.

Однако страны Балтии заявили в ответ, что от своего понимания событий прошлого и своих материальных притязаний не отступятся. И ввели на своих территориях уголовную ответственность за публичное отрицание оккупации, приравняв к ней и отрицание ущерба от нее.

Конкретно в Латвии за это можно получить не только денежный штраф и принудительные работы, но и вполне реальный срок: до 5 лет лишения свободы: человека могут упрятать в тюрьму за личную "неправильную" трактовку давних исторических событий. Ибо инакомыслия в вопросе, кто кому должен, быть не может.

На весах истории

Между тем министр юстиции Янис Борданс, по подсчетам которого Латвия, будучи в составе СССР, отдавала 48% своих доходов в общий бюджет страны, отчего-то не указал, чего и сколько она получала взамен. Понятно – почему. Назови он цифры, и всем станет ясно, что заявления об ущербе не только абсурдны, но и противоречат фактам.

А факты таковы. Только после установления в Латвии советской власти здесь был введен 8-часовой рабочий день, разрешена деятельность профсоюзов и на 20% увеличена заработная плата рабочим и служащим.

На протяжении 46 лет СССР планомерно вкладывал в развитие Прибалтики грандиозные суммы с целью превратить свои западные окраины в витрину социализма.

По самым скромным подсчетам, одна только Латвия получила в наследство от Советского Союза более 500 крупных промышленных предприятий, почти половина из которых успешно работала на экспорт: "ВЭФ", "Радиозавод им. Попова", "Альфа", "Радиотехника", "Сарканайс металургс", "Рижский вагоностроительный", "Броценский цементно-шиферный комбинат," "Лайма", "Дзинтарс", "РАФ".

Рижский автомобильный завод (РАФ). Группа ведущих специалистов-конструкторов завода, участвовавших в создании машин для Олимпиады-80
© Sputnik / Владимир Богатырев
Рижский автомобильный завод (РАФ)

Благодаря "оккупантам" к началу 1990-х годов прибалтийские республики получили современную энергетику, приборостроение, машиностроение, кораблестроение, развитое сельское хозяйство и рыболовный промысел. Стремительно развивалась металлообрабатывающая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасль, легкая и пищевая промышленность.

Латвия в год производила: радиоприемников – 1567 тысяч, автобусов – 17 тысяч, магнитофонов – 100 тысяч, доильных установок – 22 тысячи, стиральных машин – 570 тысяч, бумаги – 107 тысяч тонн, мопедов – 175 тысяч, роялей и пианино – 2500, промышленных роботов – 2546, телефонов – 2,82 миллиона, пассажирских вагонов – 539, дизелей – 6200, полупроводниковых микросхем и приборов – 80 миллионов, целлюлозы – 35 тысяч тонн. Изделия промышленности ЛССР экспортировались более чем в 100 стран мира.

Конвейер Рижского производственного объединения "ВЭФ" имени В.И. Ленина, Латвийская ССР
© Sputnik / Александр Гращенков
Конвейер Рижского производственного объединения "ВЭФ" имени В.И. Ленина, Латвийская ССР

К 1985 году объем продукции латвийской промышленности превысил довоенный уровень в 53 раза. В Литве – в 56 раз, в Эстонии – в 46 раз. Среди 15 республик СССР Латвия занимала первое место по производству национального дохода в расчете на душу населения.

Именно благодаря вливаниям из центра все республики Прибалтики получили возможность развивать свое народное хозяйство в больших масштабах, чем позволяли объемы производимого ими национального дохода.

"Оккупанты" строили порты (Вентспилсский порт был крупнейшим в СССР по экспорту нефтепродуктов), нефтепроводы, дороги, возводили жилые дома, в которых по сей день живет большинство латвийских граждан, вкладывали гигантские средства в развитие здравоохранения, культуры и образования.

Именно в "годы оккупации" по всему СССР (и в Латвии в том числе) строились больницы, лечебницы и санатории, школы, вузы, научно-исследовательские учреждения, театры и музеи. Причем, в отличие от нынешнего времени, многонациональное государство не занималось насильственной ассимиляцией, а наоборот – всячески помогало малым народам сохранять свою идентичность.

Праздник Песни, Латвийская ССР
© Sputnik / Ян Тихонов
Праздник Песни, Латвийская ССР

У латышей, литовцев и эстонцев была возможность получать образование на родном языке: и начальное, и среднее, и высшее. На языках национальных меньшинств миллионными тиражами выпускались книги, газеты, журналы. Даже один из лидеров Атмоды и Народного фронта знаменитый латвийский композитор Имантс Калниньш был вынужден признать, что "такого расцвета культуры и искусства, как в 1960–1990-е годы, Латвия не переживала никогда".

Это был развитый регион СССР с высоким уровнем жизни. На жилье, отопление и коммунальные платежи население расходовало лишь 2,5% своих доходов. Для сравнения: сегодня, по данным статистической службы ЕС, на жилищно-коммунальные услуги латвийцы тратят 21,1% доходов. А на транспорт, который в советские времена был в буквальном смысле копеечным, – 12,1 %.

О том, что латвийцам жилось хорошо, красноречиво говорит высокий уровень рождаемости. В латышских семьях считалось нормой иметь не меньше трех детей. Под пятой "проклятых оккупантов" к 1990 году население страны увеличилось почти до 2,7 миллионов человек. Причем пик демографического роста во всех трех республиках Прибалтики пришелся на последнее десятилетие советского времени.

По сравнению с Латвией советского периода сегодняшняя ситуация в стране выглядит на редкость удручающе. На сегодняшний момент в стране проживают всего 1 891 300 человек. То есть людские потери составили больше трети, и год от года демографическая ситуация только ухудшается. 

Без вины виноватые

От советского наследия не осталось ровным счетом ничего. Новые латвийские власти умудрились профукать все. Заводы и фабрики закрыты, оборудование распродано, суда попилены на металлолом, сельхозугодья и большая часть лесов проданы иностранцам. От некогда эффективной системы здравоохранения и образования остались рожки да ножки.

Непрекращающаяся со дня обретения независимости русофобская риторика лишила страну транзита, инвестиций, доходов от банковской отрасли и, как следствие, десятков тысяч рабочих мест. На сегодняшний день безработица составляет около 10%, а на среднюю пенсию в размере 300 евро старикам не прожить при всем желании.

Так что сравнение не в пользу "эпохи свободы". Тем более, что свободы как раз нет. По сути, от всех признаков независимости у Латвии остался гимн, флаг, герб и возможность решить, где и как будет проводиться очередной Праздник песни.

Все остальные вопросы за Латвию решают Брюссель и Вашингтон, давая указы марионеточному режиму, который, желая сохранить власть любым путем, слепо выполняет любые их распоряжения без учета национальных интересов страны.

Этому режиму остается одно – валить все на "оккупанта", винить русских во всех своих бедах. Надеяться на то, что Россия под нажимом коллективного Запада дрогнет и начнет, наконец, платить и каяться. Ну, а если этого не произойдет, можно попытаться выбить компенсации у соратников по ЕС.

Литва и Эстония для этого уже созрели. Так, президент Литвы Гитанас Науседа высказал мысль, что Литве пора выставить счет Германии и Великобритании, потребовав от них компенсаций "за вымирание". Логика такая: Литва исправно снабжает эти страны дешевой рабочей силой, способствуя их экономическому росту и теряя на этом до 10% рабочих рук в год.

В Эстонии пошли еще дальше. Национал-консервативное издание Uued Uudised обратилось к властям республики с предложением потребовать от Германии извинений и компенсации за "оккупацию" эстонских земель и за ущерб, которые за 700 лет нанесли стране немецкие рыцарские ордена.

В конце концов, почему негры в США могут рассчитывать на компенсации, а эстонцы — нет? Ведь их предки тоже находились в рабстве у крестоносцев, которые "держали их в унизительных условиях".

Интересное дело: "оккупации" в странах Балтии нет уже 30 лет. Однако за все это время ни Латвии, ни Литве, ни Эстонии не удалось совершить экономического скачка и добиться процветания. Несмотря на немалую помощь Евросоюза, развития как не было, так нет и не предвидится. Остается одно: изображать из себя вечную жертву и надеяться, что это окупится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме