Председатель фракции "Согласие" в Сейме Янис Урбанович раскритиковал позицию премьер-министра Кришьяниса Кариньша, которую тот озвучил по возращению с саммита лидеров стран-членов Евросоюза по вопросу дальнейшего взаимодействия с Россией.
Кариньш заявил, что ЕС должен разговаривать с Россией с позиции силы и выдвигать требования. Урбанович обратил внимание на то, что позиция стран Балтии и Польши не совпадает с позицией "локомотивов" ЕС – Франции и Германии. Это недальновидно, как минимум с экономической точки зрения. В данном случае не следует забывать о том, кто является основными донорами ЕС, благодаря которым идут финансовые потоки из европейских фондов.
"Можно, конечно, радоваться нашей твердой позиции вопреки поискам компромисса "старыми" странами ЕС. Но следует помнить о том, что "денег так много, как никогда раньше не было" именно благодаря чувству солидарности "старых" стран ЕС. Не парадоксально ли, что Восточная Европа, которая настойчиво просит субсидии, гранты и другие блага, не готова поддержать курс Германии и Франции, направленный на производство этих благ? Чего добился Кариньш со своими коллегами, отказавшись от возможности возобновить саммиты ЕС и России?" – задается политик вопросом на своей странице в Facebook.
Ответ на этот вопрос, по мнению Урбановича, прост. Он пишет, что единственное, чего удалось добиться, – отношения с Россией не будут строиться в рамках общей стратегии стран ЕС, а большие и богатые страны Европы будут строить эти отношения на двухсторонней основе и в своих интересах.
В публикации Урбанович предположил, что Кариньш гордится твердостью своей позиции. Однако латвийский премьер предпочитает игнорировать очевидное:
"С Латвией ясно – премьер Кариньш сделает все, чтобы наши отношения с соседом были максимально осложнены. Чтобы зачах любой бизнес, связанный с этой страной. Чтобы из экономики были вырваны целые отрасли, которые дают рабочие места тысячам людей и приносят в бюджет Латвии миллионы. Ведь "мост" и "транзит", по мнению премьера, – это плохие слова, проклятье всего нашего народного хозяйства", – написал Урбанович.
Не исключено, что Латвия и иже с ней больше ориентированы не на экономическую помощь из ЕС, а на военную из США. Однако и здесь позиция не особо совпадает. Страны Восточной Европы, в частности, Балтии и Польши, по-видимому, не очень хорошо осведомлены о встрече российского и американского лидеров.
"Но незадолго до Брюссельского саммита состоялась встреча президентов в Женеве, и не нужен особый музыкальный слух, чтобы услышать, что тональность отношений США и России изменилась. Общедоступная информация о содержании переговоров Байдена и Путина весьма лаконична. Но многие комментаторы отметили, что самым важным аспектом переговоров было то, что они вообще состоялись. Президент США после встречи с российским лидером подчеркнул, что появились реальные шансы "значительно улучшить отношения, не отбрасывая принципы и ценности", – напомнил Урбанович.
Прислушается ли глава кабмина к совету оппозиции – большой вопрос. Однако есть основания полагать, что Латвии все же придется сменить тональность. На данном этапе крупные страны ЕС и США продвигают идею о сотрудничестве с Россией в тех сферах, где оно необходимо. Например, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель во вторник, 29 июня, заявил, что можно по-разному относиться к России, но условия таковы, что сотрудничать необходимо.
"…Последний столп наших отношений с Россией: взаимодействие. Нравится вам это или нет, но Россия является крупным игроком на мировой арене, и она увеличила свое политическое присутствие во многих частях мира, в том числе в странах, где на карту поставлены интересы ЕС: Ливия, Афганистан, Нагорный Карабах и Сирия являются показательными примерами. Я также имею в виду СВПД по Ирану, участником которого является Россия и который мы должны вернуть в нужное русло. Есть также глобальные проблемы, в решении которых в наших интересах привлечь Россию, потому что нерешение этих проблем затронет всех нас", – заявил он.
Напомним, что на фоне благоприятного исхода российско-американского саммита канцлер Германии Ангела Меркель предложила организовать саммит глав стран-членов и пригласить российского лидера Владимира Путина поучаствовать.
Однако инициативу не одобрили десять европейских лидеров. Основными противниками идеи ожидаемо оказались страны Восточной, или так называемой новой Европы, в частности, Прибалтика и Польша.