Переговорный процесс России с Западом о будущем безопасности в Европе зашел в тупик, США и НАТО не хотят идти навстречу России и делать даже мизерные уступки, отметил в разговоре с Baltnews ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российский академии наук Константин Блохин.
Изначально у российской стороны был длинный список претензий, однако в итоге стали обсуждаться только ключевые: военная активность НАТО у наших границ, возможная интеграция Украины в НАТО, размещение ударных систем в Европе.
"И даже в некоторых из этих вопросов нам навстречу не пошли. Хотя могли бы, потому что по некоторым проблемам объективно есть взаимный интерес", – заметил политолог.
Что касается военной активности НАТО у российских границ, риск столкновения есть, и это столкновение может привести к новому Карибскому кризису, полагает Блохин: "Я думаю, что есть заинтересованность не только России, но и Запада в целом этого избежать".
В вопросе отказа от официального включения Украины в НАТО тоже есть заинтересованность Запада и США.
Тем не менее, в этих формальных вещах США не пошли нам навстречу.
"Понятно, что исходили из логики "хочешь добиться чего-то на переговорах – проси больше". Вот мы просили откатиться к 1997 году, исходя из того, что на это США и НАТО не пойдут, но пойдут на что-то меньшее. Но они даже на меньшее не пошли. И понятно, что они не могли откатиться к 1997 году. После распада Советского Союза Запад потратил сотни миллиардов долларов для расширения НАТО на Восток, планомерно выходил из соглашений, которые связывали американцам руки, менял пророссийские дружественные режимы на враждебные, усиливают санкционное давление на нас, и что, он сейчас остановится и сделает шаг назад? Это нереально. И Байдена просто стерли бы в порошок даже не республиканцы, а собственные однопартийцы", – считает Блохин.
Россия выдвинула претензии Соединенным Штатам и Западу, но на эти претензии Запад ответил категорическим "нет". На такой случай у Москвы должен быть скрытый козырь.
"Объективно с нашей стороны ситуация такая: мы сделали все, что в наших силах, для сохранения международного мира и стабильности. Вы отвечаете "нет", и если нет, то, получается, мы теперь должны что-то предъявить, – сказал политолог. – Я думаю, что это не считается какой-то авантюрой, люди все здравомыслящие, хотя и Рябков, и Лавров говорят об ответе, который не заставит себя ждать. Я думаю, что теперь мы должны это предъявить".
В этом контексте очень интересно, что советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на брифинге в Белом доме после трех встреч западных стран с Россией в Европе пообещал, что Вашингтон жестко ответит Москве в случае, если Россия разместит войска в Латинской Америке.
"Возникает вопрос: почему Салливан вспомнил и начал говорить о Латинской Америке и военном присутствии России, хотя обсуждали Украину?" – заметил политолог.
С точки зрения политической логики, Москва должна перейти к конкретным действиям, полагает Блохин:
"Проблема в том, что все эти годы мы позиционировали себя в качестве ответственного игрока и рассчитывали выстроить взаимоотношения с Западом на основе хладнокровия и рациональности, а это на Западе рассматривалось как слабость. Вообще отношения с Западом следует выстраивать отношения посредством силы. Главный принцип Рейгана-Маккейна – они сами об этом говорят – "мир посредством силы".
"Парадокс: вроде бы Карибский кризис, а после Карибского кризиса как раз начался переговорный процесс по безопасности. Как ни крути, пока мы не будем создавать проблемы для Запада, у Соединенных Штатов не будет интереса к диалогу. И также будет выстраиваться очередь в Черном море, испытания нас на прочность – все это будет продолжаться до первой нашей жесткой реакции", – заключил политолог.