Главной темой последних месяцев стала якобы неизбежная война между Россией и Украиной. Не проходит и дня без того, чтобы в западной прессе не появился материал о надвигающейся катастрофе.
Милитаристская истерия вызывает эмоциональную реакцию не только у простых людей. Фондовые рынки также подвержены паническим колебаниям. В середине января заметно понизились акции "Сбербанка", "Газпрома" и "Роснефти" на Московской бирже. Затем замминистра МИД РФ Сергей Рябков в очередной раз выступил с заявлением об отсутствии у России военных планов – и акции выросли на 5%.
Известные экономисты рассказали Baltnews о том, как влияет геополитическая нестабильность на экономику России, Украины и стран Балтии, а также назвали выгодополучателей милитаристской шумихи в западной прессе.
У кого пульт от телевизора?
Профессор РАНХиГС, кандидат экономических наук Юрий Юденков считает, что западные СМИ пытаются представить Россию "агрессором" в интересах Федеральной резервной системы (ФРС) США и других американских регулирующих органов.
"В экспертном сообществе сложилось единодушное мнение, что Соединенные Штаты, забросив в свою экономику несколько триллионов долларов, создали колоссальную инфляцию – 7,6%. Государственный внешний долг США составляет сегодня несколько сотен миллиардов, умножьте эту сумму на 7,6, и получите массу экономических проблем. ФРС вынуждена повышать процентную ставку. Создание очага геополитической напряженности нужно Вашингтону, чтобы переключить внимание рынков от насущных проблем", – полагает экономист.
Неприятно, но не смертельно
Проректор РАНХиГС, директор Института финансов и устойчивого развития, доктор экономических наук Андрей Марголин объяснят нестабильность на российском фондовом рынке так:
"На фондовом рынке есть инвесторы двух типов: прямые инвесторы, которые пришли "в длинную", и портфельные инвесторы, которые при малейшей неопределенности бегут от рисков. Неуравновешенное поведение портфельных инвесторов определяет нынешнее изменение котировок".
В условиях геополитической напряженности давление на российский рынок акций и обменный курс рубля является весьма существенным и именно им определяются негативные изменения последнего времени, считает эксперт.
Однако фундаментальных предпосылок для падения фондовых рынков и ослабления курса рубля нет, подчеркнул Марголин.
Кто "стрижет" купюры?
Экономист считает главными выгодоприобретателями политического давления Запада на Россию биржевых спекулянтов:
"Для спекулянтов сейчас появились дополнительные возможности. Курсы акций упали, и они будут покупать внизу, потому что живут по принципу: продавай дорого, покупай дешево".
По его мнению, украинская власть также стремится получить выгоду от обострения геополитической обстановки:
"Украина занимается повышением геополитических ставок в надежде на дополнительные деньги от западных партнеров. С их стороны было бы безумием развязать военные действия. Я считаю, что разум возобладает и никакой войны не будет. Поэтому и Украине, и их западным кураторам нужно успокоиться и начать снижать напряженность на основе сделанных Россией конструктивных предложений о неделимости безопасности. Это окажет благоприятное воздействие и на динамику финансовых рынков во всех их проявлениях".
По словам Марголина, действия киевских властей негативно сказываются на национальной экономике:
"Применительно к Украине я бы вообще слово "рынок" с прилагательным "цивилизованный" не использовал. У них, естественно, стоимость займов будет повышаться, дифференциация доходов будет беспрецедентно высокой. Украинский народ продолжит беднеть. Сегодня украинская экономика пребывает в том состоянии, в каком и должна при таком некомпетентном руководстве".
Прибалтика играет в минус
Эстония, Латвия и Литва, раздувая антироссийскую истерию, очень серьезно потеряли в доходах, полагает эксперт:
"Россия переключила основные транспортные потоки в Ленинградскую область, создала серьезную портовую инфраструктуру, и доходы стран Балтии от обслуживания экспорта российских грузов серьезно сократились. Сегодня власти в Прибалтике потчуют население тезисом о "российской угрозе", не имеющим под собой никаких оснований".
"Если они когда-нибудь образумятся и решат развивать торгово-экономические отношения с Россией, их жизнь начнет налаживаться. В противном случае, их ждет массовый отъезд молодого квалифицированного населения на Запад и превращение в территорию запустения", – подчеркнул Марголин.
России пора закрыть окна?
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, Руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов тоже считает, что западная пресса публикует фейковые статьи о "вторжении" России на Украину по указке американских рыночных регуляторов.
"Западные СМИ, такие как Bloomberg, The New York Times, The Washington Post, – исполнители линии ФРС США и американских рейтинговых агентств. Если надо где-то обрушить рынок, эти издания пишут соответствующие материалы. Когда рейтинговые агентства понижают инвестиционный рейтинг России, инвесторы бегут, когда повышают – инвесторы возвращаются".
По мнению Катасонова, возможность у Запада влиять на экономику России при помощи информационных атак и политического давления появилась из-за отсутствия ограничений на движение капитала.
"Решение России согласиться на выполнение правила Вашингтонского консенсуса об отмене ограничений на движение капитала было ошибкой. Из-за этого и возникает такая высокая волатильность (изменчивость цены в определенный промежуток времени – прим. Baltnews). Это только кажется, что мировой рынок – свободная стихия. На самом деле товарные, фондовые и валютные рынки управляемы. Для этого существуют маркетмейкеры, на валютном рынке – это Федеральная резервная система США. [Председатель Совета управляющих ФРС США] Джером Пауэл только открывает рот, а у нас уже курс рубля падает", – подчеркнул эксперт.
Вашингтонский консенсус – свод правил, который составил экономист Джон Уильямсон. Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк требует выполнения этих рекомендаций от развивающихся стран и государств, чья экономика находится в кризисе.
Джон Уильямсон – сторонник открытости национальных экономик внешнему миру. Валентин Катасонов сравнивает этот принцип с попыткой отопить дом в зимний период, открыв настежь все окна.
Несмотря на неблагоприятные геополитические факторы, экономист считает российский рынок вполне привлекательным для инвесторов:
"На западе инвесторам не из чего выбрать. На бирже Nasdaq одни "пузыри", там все перегрето. Серьезные инвесторы уже выходят из акций. А российские акции недооценены, и многие это понимают. Поэтому интерес к российскому фондовому рынку сохранится, несмотря на политические риски".
Мир после газетной "войны"
Поскольку речь идет о геополитической напряженности, будет уместным подытожить слова экономистов комментарием профессионального военного.
Военный обозреватель газеты "Комсомольская правда", полковник в отставке Виктор Баранец ранее рассказывал Baltnews, что ситуация на Востоке Украины нагнетается искусственно.
"[Президент Украины Владимир] Зеленский сказал, что никакой войны не будет, и просил украинское общество успокоиться. Не думаю, что это лукавое прикрытие ситуации. Тем не менее противостояние продолжается, украинцы постреливают и мародерствуют. Но войны нет. И я думаю, что не будет", – подчеркнул он.
Чем же закончится затянувшийся сюжет о мнимом вторжении? Вероятно, лязг гусениц на страницах западных СМИ со временем все же утихнет. Политики США и ЕС попытаются представить естественный спад напряженности как свою дипломатическую победу над Россией.
Федеральная резервная система США, а вслед за ней Европейский центральный банк будут снижать процентные ставки. В результате американцы и жители стран Евросоюза станут брать меньше потребительских и ипотечных кредитов. Тогда тренд на снижение внутреннего спроса, наметившийся в ходе пандемии, будет усиливаться.
России тоже есть чем заняться после окончания несостоявшейся войны. Это и восстановление деловой активности после очередной волны COVID-19, и противодействие снижению роста ВВП, и восстановление инвестиционной привлекательности после информационной атаки со стороны Запада.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.