Против лома есть прием: Россия изобрела новый стиль дипломатии

Двуглавый орел на фоне луны в Москве
© Sputnik / Максим Блинов

Семен Бойков

Активность России на западном направлении пугает США – впервые за 30 лет после распада СССР она решительно заявила о своем праве на сферу влияния. Хотя Вашингтон предостерегает Москву от "агрессии" против Киева, о подготовке к войне с Украиной не идет и речи.  

Истерия вокруг возможного "нападения" России на Украину, возможно, приближается к кульминации. Последние два-три месяца западная пресса и политики трезвонят о концентрации стотысячной группировки войск у границ с Украиной. В некоторых СМИ даже писали, что Россия якобы планирует нарастить численность своих войск до 175 тыс. человек. 

США грозят России "суровыми" экономическими санкциями, страны НАТО отправляют дополнительные силы в Восточную Европу, заголовки СМИ пестрят сообщениями о поставках оружия Киеву, а на прошлой неделе постпред США при ООН не исключила применение военных мер в качестве ответа на "действия" России в отношении Украины.

Ставки подняты до предела. Западный мир затаил дыхание. Все ждут войны. Но ее все нет.

У неподготовленного наблюдателя может сложиться впечатление, что Москва вовсю готовится к вторжению. Действительно в последнее время Россия демонстрирует невиданную дерзость в заявлениях в адрес Запада. То президент Владимир Путин в весьма эмоциональной форме назвал обещания НАТО не двигаться на Восток "наглым обманом", то замминистра главы МИД Сергей Рябков призвал альянс "собирать манатки" и отправляться на рубежи 1997 года. 

Россия показывает хорошую подготовку. Свои требования Москва изначально оформила в виде проекта соглашения, в котором четко прописала, что Вашингтон и Брюссель раз и навсегда отказываются от приема Украины в НАТО.

Причем российские дипломаты неустанно повторяют, что не собираются отказываться от заявленной позиции. В одном из комментариев Рябков предупредил, что несмотря на возражения НАТО, Россия продолжит "усиливать учебно-тренировочную деятельность" на своей территории.   

Однако если приглядеться внимательней, становится ясно, что война с Украиной и ухудшение отношений с Западом – последнее, чего желало бы российское руководство.

Достаточно вспомнить, как весной прошлого года на фоне обострения ситуации в Донбассе части российской армии передислоцировались в Крым и к западной границе, а затем по приказу министра обороны Сергея Шойгу вернулись в места постоянной дислокации. 

Белый дом тогда так же заявлял об "эскалациии российской агрессии у восточных границ Украины", но менее чем через три месяца президенты России и США провели первые переговоры в Женеве и договорились о создании профильных групп по вопросам стратегической стабильности – контролю над вооружениями и кибератаками.

Президент РФ Владимир Путин и президент США Джо Байден (второй слева) во время встречи в Женеве, 16 июня 2021
POOL
Встреча президентов России и США В. Путина и Дж. Байдена в Женеве

Не хотят реальной войны и в США. В среду, 26 января, американский посол Джон Салливан передал в МИД России письменный ответ США и НАТО на предложения по гарантиям безопасности. Госсекретарь Энтони Блинкен сообщил, что планирует обсудить американский ответ с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в ближайшие дни. 

Что касается переброски отдельных истребителей и военных кораблей стран НАТО в Восточную Европу – очевидно, что подобная поддержка носит скорее символический характер и служит демонстрации солидарности с союзниками.

Проблема лишь в том, что США и НАТО заинтересованы в сохранении статус-кво, сложившегося после распада СССР, и поэтому не хотят уступать Москве сферу влияния в Восточной Европе.

Американцы предлагают сфокусироваться на конкретных деталях, предпочитая обсуждать украинский вопрос, контроль над вооружениями, прозрачность учений.

Главное требование – официальный отказ принимать Украину и Грузию в альянс – так и осталось не услышанным. Однако Вашингтон не хочет обнародовать свои предложения - возможно он готов пойти на частичные уступки Москве.

"Дипломатия имеет наилучшие шансы на успех, если мы создадим условия для конфиденциальных переговоров", – объяснил Блинкен.

Россия же стремится пересмотреть итоги расширения НАТО на восток и преобразовать систему европейской безопасности с учетом своих национальных интересов. Она лишь пытается сохранить вопрос о гарантиях безопасности в политической плоскости.

Российские политики сообщили, что недовольны предварительным ответом США. Так, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что, судя по имеющимся заявлениям, озабоченности России не были учтены: "Мяч так и остался на поле Запада". 

Однако решительный тон России и "непредсказуемость" Кремля, видимо, все равно пугают американцев. В воскресенье, 23 января, Госдеп рекомендовал гражданам США, находящимся на Украине, покинуть страну из-за "сохраняющейся напряженности" возле российско-украинской границы.

Посольство США на Украине также санкционировало отъезд части своих сотрудников и членов их семей из-за "угрозы военных действий со стороны России".

Конгрессмен-республиканец Тед Бадд даже выразил обеспокоенность, не повторится ли там ситуация с эвакуацией из Кабула. Тогдашний вывод американских войск из Афганистана после прихода к власти движения Талибан* действительно напоминал стихийное бегство.

"То, как администрация Байдена осуществила выход из Афганистана, оставив американцев, нельзя не счесть позором", – написал Бадд в Twitter. 

На прошлой неделе Сергей Рябков с гордостью заявил, что США и Запад следуют повестке дня, сформулированной Россией: "Те задачи и те рубежи, на которые мы должны выйти, они какое-то время назад не рассматривались в практическом плане. Сейчас мы этим занимаемся в повседневном режиме".

С 2008 года Россию регулярно критикуют за "агрессию" против соседей – Грузии и Украины. У нее весьма негативный имидж на Западе, и к реальному сотрудничеству с Москвой относятся с подозрением.

Возможно, впервые за многие годы Россия хочет воспользоваться "дурной славой" и показать, что она – великая держава, отстаивающая свои интересы так, как считает нужным. В России полагают, что максимально жесткий тон переговоров и решительная внешняя политика могут в итоге возыметь успех.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

*Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Ссылки по теме