Вечером, 21 февраля, президент России Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и договоры о дружбе и взаимопомощи. Договоры предусматривают тесное военно-политическое и экономическое сотрудничество между Россией, ЛНР и ДНР.
Значение для республик
С весны 2014 года, когда начались боевые действия между Вооруженными силами Украины (ВСУ) и ополченцами, по подсчетам ООН, погибло до 13 тыс. человек, раненных насчитывается до 30 тыс. Совокупное население Донбасса составляет порядка 4 млн жителей.
Теперь люди спокойно и совершенно официально смогут перемещаться из ЛНР и ДНР в Россию. За несколько дней до признания независимости в РФ эвакуировались около 53 тыс. жителей Донбасса. Возможно, эта цифра будет увеличиваться.
Еще несколько дней назад обстановка на востоке Украины стремительно накалялась, и казалось, что вот-вот разразится война. Теперь же Луганской и Донецкой республикам вряд ли стоит беспокоиться о своей безопасности.
Согласно подписанным с Россией договорам, Москва имеет право разместить на территории ЛНР и ДНР не только свои войска, но и военную инфраструктуру. Иными словами, если ВСУ начнут боевые действия против Донбасса, они натолкнутся на ответ российской армии.
Наконец, признание независимости ЛНР и ДНР означает повышение статуса республик, и в будущем они смогут рассчитывать на установление дипломатических отношений с другими государствами.
Значение для Украины
После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые киевские власти взяли курс на усиление связей с Западом и снижение отношений с Россией. Разразившийся конфликт на юго-востоке страны стал тяжелым ударом по экономике Украины. Планам на скорейшее вступление в НАТО и ЕС не суждено было сбыться.
В феврале 2015 года был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Украина не раз жаловалась, что они якобы были навязаны Киеву и "невыполнимы". Сейчас украинские власти получили повод освободиться от обязанности их соблюдать.
Коллективный Запад продолжит поддерживать Украину, причем как политически, так и экономически. Страны Балтии и Польша в числе первых призвали союзников по ЕС и НАТО ввести новые антироссийские санкции. США, Великобритания и Германия уже предприняли конкретные меры в связи с признанием ЛНР и ДНР.
Значение для Запада
Признание ЛНР и ДНР представляет собой "необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США", говорится в тексте санкционного указа американского президента Джо Байдена. Тем не менее Вашингтон не пошел на разрыв дипотношений с Москвой, а решил продолжить диалог.
США заинтересованы в "сдерживании" России и сохранении статус-кво в Европе, где американцы открыто доминируют. Однако отсутствие абсолютного единства в рядах НАТО мешает полной консолидации мнения по РФ.
Америка продолжит усиливать военное присутствие в Восточной Европе. Учения НАТО продолжатся и могут стать насыщеннее и продолжительнее. В странах Балтии, Польше, Болгарии, Румынии, возможно, Чехии усилятся голоса "ястребов", призывающих повысить расходы на оборону.
Значение для России
Прошло три месяца с тех пор, как президент РФ Владимир Путин поручил Министерству иностранных дел добиваться гарантий безопасности России на западном направлении. Предложения Москвы касаются трех основных пунктов: отказ от расширения НАТО за счет Украины и Грузии, гарантии неразмещения в Европе ударных систем и отвод сил и инфраструктуры альянса на позиции 1997 года.
Свои требования Западу МИД России представил в виде проекта соглашения 17 декабря. Ответ НАТО и США последовал 26 января. 2 февраля испанская газета El Pais его опубликовала. 17 февраля российский МИД передал американской стороне реакцию на ответ коллективного Запада.
Несмотря на то, что США, как сообщили в Белом доме, ожидали заявления о признании ЛНР и ДНР, подобный ход может показать всю серьезность намерений Москвы добиваться уступок от США и НАТО.
Госсекретарь США Энтони Блинкен не отменил запланированную встречу с главой МИД России Сергеем Лавровым в Женеве. Хотя переговоры формально начались несколько месяцев назад, главные дипломатические схватки очевидно еще впереди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.