Военная спецоперация России на Украине показала лицо западных стран. Украинский президент Владимир Зеленский, оказавшийся сейчас в незавидном положении, наконец признал очевидное – Киев остался совсем один.
"Мы остались в одиночку в защите нашей страны. Кто готов воевать вместе с нами? Честно. Не вижу таких. Кто готов дать Украине гарантии по вступлению в НАТО? Честно. Все боятся", – заявил Зеленский в ночь с 24 на 25 февраля.
Украинский лидер предложил России обсудить гарантии невступления в НАТО и нейтральный статус страны. В 2014 году Киев отменил внеблоковый статус Украины, а в 2019 году – закрепил в Конституции курс на вступление в Североатлантический альянс. Здравые мысли приходят, когда человек оказывается на краю пропасти.
После госпереворота новая украинская власть решила повторить путь прибалтийских коллег и направить страну по пути "возвращения на Запад". Киев глубоко рассчитывал, что коллективный Запад поддержит своих новых союзников, причем не словом, а делом.
Действительно, последние восемь лет США и страны ЕС щедро выделяли кредиты, перевооружали ВСУ, поставляли оружие. Страны Балтии и Польша были самыми ярыми сторонниками евроатлантической интеграции Украины.
Ежегодные встречи на высшем уровне, денежные транши, слова о демократии и красноречивые заявления об "оккупации" украинской территории должны были показать, что Запад поддерживает проатлантический выбор Украины. Однако неотъемлемым атрибутом гарантий вступления в Евросоюз и НАТО была бескомпромиссная конфронтация с Россией, которая стала для Украины роковой.
На этой неделе прибалтийские и польские лидеры ездили на Украину, чтобы вновь выступить со словами поддержки. "Украина не останется один на один с "российской агрессией". Вы можете рассчитывать на всяческую помощь Литвы и всего международного сообщества", – заявлял литовский президент Гитанас Науседа 23 февраля.
Глава эстонского государства Алар Карис подчеркнул, что Запад должен "держать открытой" дверь Украины в Европейский союз и НАТО. Президент Польши Анджей Дуда призывал Брюссель наделить Украину статусом страны-кандидата на вступление в ЕС.
Однако ни восточноевропейские республики, ни крупные западноевропейские страны, ни США оказались не готовы идти на открытый конфликт с Россией ради Украины.
Накануне в Белом доме в очередной раз повторили, что Вашингтон никогда не отправит американских солдат на Украину, чтобы воевать против России. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенбург также подчеркнул, что альянс не станет размещать войска на территории Украины, пообещав поддержку лишь странам-членам организации.
Взамен западные страны объявили о введении новых санкций, которые затронут банковскую сферу, экспортные технологии и энергетику. Президент США Джо Байден объявил о введении "беспрецедентных" санкций против Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка, банка "Открытие" и других.
Так, с 26 марта американские финансовые организации не будут иметь права проводить транзакции с участием Сбербанка, а российские компании не смогут привлекать долговое и акционерное финансирование от американских инвесторов.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон пообещал "выдавить" Россию из мировой экономики. Лондон заморозил активы ВТБ, запретил деятельность "Аэрофлота" на территории государства, а также ввел санкции против "Уралвагонзавода", "Ростеха", корпорации "Тактическое ракетное вооружение" и руководства ОАК, "Сибура", Промсвязьбанка и ВТБ.
Евросоюз также выработал новый пакет антироссийских санкций, которые коснутся финансового, энергетического, транспортного секторов, продукции двойного назначения, а также экспортного контроля, экспортного финансирования и визовой политики.
По оценке аналитиков, санкции Запада безусловно нанесут удар по экономике России, однако не уничтожат ее. Программный директор РСМД Иван Тимофеев полагает, что США нанесли "вполне чувствительный удар, но на стол выложено далеко не все".
Одной из наиболее серьезных мер могло бы стать отключение России от системы SWIFT, однако Евросоюзу не выгодна подобная мера.
То, что реально сейчас могут сделать страны Запада, – это выделять небольшие денежные транши для поддержки населения и принимать беженцев. Санкции Запада направлены не на защиту Украины, а на наказание и сдерживание России.
Однако выбирая между взаимодействием с Москвой и реальной поддержкой Киева, западные страны решили поступить так, как выгодно им, а не украинцам.
Украина же осталась один на один со своим "европейским выбором". Евроатлантическая история Украины, похоже, подходит к концу. Возможно это понимает уже не только руководство страны, но и обычные граждане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.