Главы МИД России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу провели переговоры в Москве в среду, 16 марта. В частности, стороны обсудили ситуацию на Украине. Ранее турецкая сторона выступила инициатором для встречи Лаврова и главы МИД Украины Дмитрия Кулебы.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Георгий Мачитидзе объяснил Baltnews, в какой степени Турция способна оказать влияние на урегулирование украинского вопроса.
"У Анкары сейчас очень выгодное положение, которым она хочет воспользоваться, что естественно. Страны, которые ввели санкции против России, например, Франция и Германия, себя как-то дискредитировали этим, то есть они не могут выступать посредниками, поскольку занимают сторону одной страны. Они поддерживали Украину фактически все эти восемь лет", – сказал эксперт.
Мачитидзе напомнил, что Турция поддерживает хорошие отношения и с Россией, и с Украиной. Поэтому очевидно, что она хотела бы воспользоваться ситуацией и выступить в качестве посредника. Однако это не значит, что подобное будет иметь большую перспективу, потому что все главное будет происходить на поле боя и на переговорах между Россией и Украиной, подчеркнул он.
"Турция, конечно, может оказывать какое-то косвенное, второстепенное содействие. Доминирующее влияние, которое решило бы этот вопрос, страна оказать не может. То, что она пытается, старается это сделать, похвально, с одной стороны. С другой – она пиарит себя на международной арене", – считает эксперт.
Что касается основных разногласий РФ и Турции в украинском вопросе, то, по его мнению, видимых, ощутимых противоречий нет. Так как и Украина, и Россия являются соседями Турции, то страна просто хочет поддерживать с ними одинаково хорошие отношения. Несмотря на то, что государство входит в НАТО, она проводит самостоятельную политику, даже в рамках альянса. Иногда "не подчиняется" требованиям своих натовских партнеров, напомнил он.
"В этом регионе, особенно в Черноморском бассейне, Турции очень важно, чтобы ситуация не нагнеталась, чтобы она полностью не вышла из-под контроля. Каждая страна опасается, что военные действия могут как-то повлиять и на нее, – подчеркнул Мачитидзе. – Естественно, что эта сторона стремится к тому, чтобы урегулировать каким-то образом возникший конфликт. С этой точки зрения Турция поступает правильно: старается быть посредником именно для его урегулирования".
Другое дело, считает он, что у государства нет больших возможностей для этого, поскольку требования, которые Россия поставила перед Украиной, очень серьезные и будут решаться только в ходе двухсторонних переговоров между РФ и Украиной.
"Когда включаются какие-то посредники в подобные переговоры, то они стараются вести дело к компромиссу. Посредник может подсказывать обеим сторонам. Если взять ряд требований, которые стоят перед Украиной и которые необходимо решить, то Турция постарается оказать влияние на ход переговоров с целью несколько смягчить позицию той или иной стороны. В основном, наверное, мнение России, поскольку требования исходят от нее. Найти то, в чем именно РФ может пойти на какие-то уступки. Хотя сомневаюсь, что Россия пойдет на них, потому что все было неоднократно обозначено на всех уровнях, в том числе на высшем", – резюмировал эксперт.