Традиция проводить годовые отчетные пресс-конференции накануне Дня дипломатического работника в посольстве России в Латвии сложилась более десяти лет назад. Вот и на сей раз в посольском актовом зале собрались журналисты практически всех латвийских русскоязычных СМИ, чтобы послушать нынешнего российского посла Евгения Лукьянова и задать ему вопросы.
Напомнив некоторые значительные события и факты из истории российской дипломатии, Евгений Владимирович остановился на текущем положении дел в мире, России и Латвии. В мире, как обычно, сильно лихорадит. Международный правопорядок, по словам дипломата, сейчас подвергается попыткам серьезной ревизии, но Россия при решении любых конфликтов придерживается дипломатических способов их решения, что несомненно, лучше любого военного сценария.
Посол напомнил слова патриарха советской дипломатии, министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, человека, заслужившего за свою непреклонность звание "мистера "нет", когда-то сказавшего: "Лучше десять лет вести переговоры, чем один день воевать…".
И в этом была большая мудрость человека, который хорошо знал, что такое война…
На протяжении беседы с журналистами посол еще не раз возвращался к этой мудрости. Но как бы там ни было, на мировом фоне российско-латвийские отношения тоже не затерялись. А более того – даже получили свое, пусть и небольшое, но позитивное развитие. Что, конечно, не могло всех присутствующих не порадовать…
"Да, наши страны придерживаются разных подходов в оценке международных проблем. Но наше сотрудничество по линии отдельных министерств и ведомств в истекшем году характеризовалось хорошей динамикой. Состоялись консультации руководителей территориальных департаментов Латвии и России, прошли деловые консультации таможенных, консульских и транспортных служб, на экономическом направлении отмечу встречу в октябре прошлого года министров энергетики России и экономики Латвии", – отметил Лукьянов.
За 11 месяцев прошлого года российский экспорт увеличился на 5,2 процента и составил 4,7 млрд долларов, а вот импорт сократился на 1% – до 428 млн долларов.
О великой Победе
Говоря о приоритетах на 2020 год, посол особое внимание уделил предстоящему празднованию 75-летней годовщины великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. В последнее время вокруг этой даты возникла некоторая турбулентность, как выразился Евгений Лукьянов, приведя цитату из немецкого классика Генриха Гейне: "Когда уходят герои, на арену выходят клоуны…".
Коснулся российский посол и темы пакта Молотова-Риббентропа, вокруг которого вновь начались ожесточенные споры.
"Я не историк, но я полагал, что послевоенное устройство Европы обсуждали все же не в 1939 году, а в 1945-м – в Ялте. И обсуждали его три главных лидера антигитлеровской коалиции – Сталин, Черчилль и Рузвельт. Именно тогда и было решено, где пройдут разделительные линии в послевоенной Европе… И то, что сейчас некоторые страны так взъярились на Россию, на нашего президента, наших историков – это все не случайно. Но прав был Гете: "Будь проклят тот, кого, как вал, гордыни буйства одолеет, кто, немцем будучи, затеет, что корсиканец затевал!", – опять обратился к немецким классикам посол России, напомнив с помощью Гете о печальной судьбе Наполеона.
Говоря о попытках исказить исторические события или переписать итоги Второй Мировой войны, посол Российской Федерации в качестве положительного примера привел недавнее высказывание посла Латвии в Москве г-на Риекстиньша, который сказал, что пора бы уже все эти разговоры перевести в академическую плоскость и восстановить работу совместной комиссии историков, чтобы вести обсуждение и "найти истину, которую устраивает правда".
"Конечно, процесс этот будет длительный и сложный, но лучше десять лет вести научные дискуссии, чем один день повоевать", – вновь повторил Евгений Владимирович слова Громыко.
В Латвии по состоянию на 1 февраля проживает 1386 ветеранов войны. Россия им всегда оказывала всестороннюю поддержку, будет делать это и впредь, как заверил посол. К предстоящим праздникам в Латвии запланированы различные мероприятия с участием победителей – это награждения юбилейными медалями, публикация юбилейных изданий, праздничные концерты, выставки, конференции. По указу президента России будет произведена единовременная денежная выплата ветеранам войны, проживающим в странах Балтии, в размере около тысячи евро.
Как рассказал Евгений Владимирович, в прошедшем году посольство уже оказало материальную поддержку 550 ветеранам войны, кроме того, более 40 человек получили бесплатные путевки для прохождения санаторно-курортного лечения. Латвийские ветераны периодически направляются в российские города для участия в праздничных мероприятиях. Буквально только что состоялась поездка ветеранов с сопровождающими их лицами в Санкт-Петербург на торжества по случаю 75-летия прорыва блокады Ленинграда. Аналогичная поездка готовится в Москву на 75-летие Победы.
О русском образовании
Не остался без внимания и вопрос с русским образованием в Латвии. И хотя русских классиков посол не цитировал, слова его были полны сарказма:
"С русским образованием здесь все в порядке – скоро эта тема у вас перестанет быть актуальной, не о чем будет вообще говорить. Повторяться я не буду – мои оценки не изменились… Но я абсолютно уверен, что мы все любим своих детей и внуков, любим свою родину, свою культуру, свой язык, и никогда мы не сможем составить свое счастье на несчастье других…".
На этом вступительная посольская часть была завершена, и журналисты смогли задать Евгению Лукьянову свои вопросы. Один из них тоже касался образования на русском языке. Эта тема накануне обсуждалась на латвийском радио с участием министра образования Латвии г-жи Шуплинской.
Речь зашла о национальных школах, которые действуют в Латвии на основании международных договоров, заключенных с отдельными странами. У министра спросили, возможен ли такой договор для организации русской школы. И она ответила положительно.
Корреспондент латвийского портала Delfi Кристина Худенко поинтересовалась у Евгения Лукьянова, нет ли у России планов начать такие переговоры с Латвией?
Российский дипломат ответил: "Я не слышал выступления вашего министра. Знаю, что такие договоренности с некоторыми странами из Европейского сообщества и Восточного партнерства действительно существуют. Эти страны получают возможность для обучения детей своих соотечественников в национальных школах Латвии. И если министр считает, что это возможно и для детей российских соотечественников, было бы очень здорово. Мы завтра же пойдем, спросим, проверим.
И напишем. На вербальном уровне мы не общаемся, мы – крысы канцелярские, мы пишем. Как запорожцы писали письмо турецкому султану, они же, по сути, ноту писали. Вот и мы тоже напишем. Все должно быть зафиксировано".
Об ответных мерах
Обратилась и я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) к полномочному и чрезвычайному послу РФ в Латвии со своим вопросом. Должна признаться, что этот вопрос я собиралась задать еще в январе этого года министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову на брифинге в Москве. Но тогда до меня очередь так и не дошла. И вопрос остался без ответа. Поэтому я с большим удовольствием переадресовала его российскому послу:
"Что в нынешней российской дипломатии представляют собой жесткие, незамедлительные ответные меры? Мы о них часто слышали. Но, если честно, не видели. Что было предпринято в ответ на уничтожение советских и русских памятников в Польше, на Украине, в других странах? На запрет российских СМИ в странах Балтии – Sputnik Эстонии, Baltnews? На запрет в Латвии учиться на русском языке в государственных и даже частных школах? Как Россия сегодня может защитить своих граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, от преследования местных властей?
В Вильнюсе уже шесть лет сидит в тюрьме полковник в отставке Юрий Мель, больной диабетом. Его осудили за участие в январских событиях 1991 года. Почему Россия за шесть лет не обменяла своего гражданина, офицера армии? Вот, например, Израиль сейчас свою девушку вытащил из российской тюрьмы. Какие дипломатические меры для решения всех этих проблем сегодня есть в арсенале России?".
Посол России ответил: "Встречный вопрос – хочется попробовать наших ответных реакций? Но я хотел бы всех нас предостеречь от легкой дороги "дипломатии канонерок", это очень легко. Это то, что мы сегодня видим в арсенале одной мировой державы и то, что становится для них нормой. Сидишь не так? Получи! Говоришь не то? Получи!".
"Но, как мы видим, это очень действенно", – не удержалась я от реплики с места.
"Очень действенно. Но только при этом как-то забывается о суверенитете, о невмешательстве во внутренние дела других стран. Банальная фраза – ведет себя как мировой полицейский. Это не наш путь. И более того – не всегда нашу работу в этом направлении мы предаем публичности. Хотя должен вам сказать, были такие истории и здесь, знаю, но говорить не буду.
Совершенно справедливая постановка вопроса. Но можно по-разному все это интерпретировать. Вы говорите о реакциях? О недружественных высказываниях, враждебных акциях? Собака лает, но караван все равно идет. Пускай высказываются! У нас свободный мир. В конце концов, дурость каждого клоуна определяется тем, что он сам демонстрирует. Это же в определенном смысле даже интересно. Но, если это говорит ответственное лицо, представитель власти, как вот недавно здесь один из местных руководителей заявил, что его герои – легионеры Ваффен СС. Замечательный каминг- аут. Обычно он происходит по другим обстоятельствам… Ну что ж, скажи мне, кто твой герой, я скажу, кто ты…", – признал Евгений Лукьянов.
"Напомню другой случай. В недавнем прошлом один, по- видимому, не очень умный журналист на грузинском телевидении распустил свой язык. Ну и что произошло? Туда не летает "Аэрофлот" до сих пор. А ведь налаживались уже было наши отношения…. Но "удачно" произнесенные слова порой можно рассматривать как поджог Рейхстага. Нужна была провокация, хорошо, пока все обошлось без крови…", – отвлекся было российский посол на отношения с Грузией.
"И все же – почему Россия не обменяет Юрия Меля?", – повторно обратилась я к послу России.
"Не знаю… значит этот день еще не наступил. Поймите, переговоры иногда идут десятилетиями, а иногда вопрос удается решить в одночасье. Могу рассказать из личного опыта, однажды мне удалось за две недели спасти 23 славянские души, которые сидели в яме под палящем солнцем три года. И сидеть им там было до конца их жизни. Но практически случайно удалось встретить одного человека, и услышать его желание – дружба, мир- сувенир… В итоге так все сложилось, что через две недели эти люди были дома.
Мы никого не выкупали, мы ведем переговоры. Не всегда они успешны. Вы вот про вильнюсский случай спрашиваете, а возьмите ребят, которые были похищены и сидят в Штатах. И получают там сроки по 99 лет. За что? За провокации спецслужбы, которые сами выступали в роли покупателей, предлагая что-то им продать запрещенное. Провокация? А люди сидят. Это непростое дело. Там, где мы можем помочь, мы это делаем, где не можем – стараемся дальше работать... Мы своих не бросаем", – резюмировал российский посол.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.