Многие говорили о "смерти" Евросоюза, когда в марте страны блока начали закрывать границы. Эти разговоры сейчас утихли, но вопрос по-прежнему актуален: с проверкой на прочность ЕС столкнется, когда станут ясны истинные масштабы экономического кризиса, пишет "Би-би-си".
Поначалу, в конце февраля – начале марта, Европа почти никак не откликнулась на просьбу Италии о помощи. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен упрекнула ЕС за это бездействие.
"В это время, когда европейцы по-настоящему нуждались в помощи друг друга, слишком многие решили заботиться только о себе. Когда Европа должна была действовать в духе "все за одного", слишком многие отреагировали в духе "я – сам за себя". Когда европейцы должны были показать, что они – союзники не только при безоблачном небе, слишком многие отказались делиться зонтиком", – сказала она.
Затем страны ЕС поспорили на тему "коронабондов" – совместного выпуска облигаций на борьбу с пандемией. Выяснилось, что у Еврокомиссии нет ни средств, ни полномочий, чтобы отреагировать на кризис.
Когда разразилась пандемия, у Еврокомиссии были связаны руки, объяснял в начале апреля изданию Politico.eu еврокомиссар по кризисному управлению Янез Ленарчич.
"Все эти взаимные обвинения, это крушение доверия, выставленные на всеобщее обозрение и повторенные тысячи раз, обескураживают даже самых убежденных европейцев и подтачивают самый стержень европейского консенсуса, который строился 70 лет. Ущерб нашим демократиям скоро может оказаться невосполнимым", – говорилось в открытом письме 21 ученого из Германии, Испании, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и других стран ЕС, опубликованном в начале апреля в бельгийской газете Le Soir.
Чтобы у Еврокомиссии появились необходимые полномочия для оказания помощи, нужно менять Договор о Европейском союзе. Это крайне сложная процедура, которую в обычное время даже не обсуждают.
Пока ЕК занимается посильными ей вопросами, такими как координация мер по спасению экономики Евросоюза, Брюссель уговорил страны Шенгенского соглашения задним числом принять совместное решение о закрытии внешних границ, чтобы это выглядело согласованной политикой; Еврокомиссия составила проект совместного общеевропейского плана выхода из карантина – хотя скептики считают, что многие страны ЕС все равно будут все решать самостоятельно.
Европейские правые популисты-евроскептики воспользовались ситуацией и обратили внимание на то, насколько беспомощным оказался Брюссель. При этом они подчеркивают, что то, как именно отразится пандемия на Евросоюзе, зависит от того, насколько тяжелым будет кризис, и как именно ЕС будет с ним бороться.