Тому, кто служит в органах ЕС, крайне важно понимать, что наивысшее значение имеют интересы всего Союза и действовать он должен соответствующе, пишет бывший еврокомиссар Анна Диамантопулу в программной статье для портала Европейского совета по международным отношениям.
Политические действия основаны на твердой уверенности в том, что национальные интересы не должны быть важнее общего европейского блага. Это относится к любой ситуации, в том числе ко второй фазе кризиса, с которым Европа сталкивается из-за пандемии. Так, Северная Европа не может выходить из кризиса победителем, если Южная остается в проигрыше.
Это ключевая дилемма, которую должны решить председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и ее команда. Будут они действовать, исходя из интересов отдельных стран, или проявят солидарность и наладят координацию между государствами ЕС? Есть как минимум пять фундаментальных проблем, с которыми им придется столкнуться.
Кризис универсален – и ответ должен быть таким же
Во-первых, страны ЕС пришли к консенсусу по поводу того, что в появлении кризиса нет виновных. Они условились, что кризис был вызван внешними факторами, а не структурными проблемами или неправильным управлением отдельных стран ЕС. Так, пандемия COVID-19 продемонстрировала важность международных организаций для решения вопросов мирового масштаба.
Европа должна найти деньги для преодоления кризиса
Во-вторых, Европа должна предоставить необходимое финансирование для преодоления кризиса. Однако остается вопрос, в какой форме будут выделяться денежные средства для стабилизации экономики – через кредиты или субсидии.
Определиться с будущим европейского проекта
В-третьих, произошел значимый институциональный скачок вперед. Решение Конституционного суда Германии о Европейском центральном банке (ЕЦБ) в начале мая создало сложную головоломку для ЕС. Важно, чтобы крупные политические деятели Германии, такие как канцлер Ангела Меркель и министр финансов Олаф Шольц, выступали за продолжение политики ЕЦБ, а также за его "роль монетарного зонтика для Европы в случае сильного дождя".
В то же время решение суда говорит о том, что политиками придется занять четкую позицию в отношении будущего Европейского союза. Национальные правительства должны решить, следует ли ЕС проводить многоплановую интеграционную политику или смириться с постоянными правовыми и политическими трениями.
Первый выбор может привести к сильному, процветающему союзу, второй обрекает ЕС на застой и отставание от остального мира.
Развивать внутренний рынок
В-четвертых, стратегическая автономия является ключевым фактором. Первый этап пандемии показал, что Европе необходимо развивать свой внутренний рынок.
Это означает, что ЕС должен противостоять агрессивной скупке активов и искажению рынка азиатскими корпорациями, получающими государственную помощь.
ЕС должен уходить от зависимости от других рынков, даже в случае с лекарствами, медицинским и защитным оборудованием. Поэтому Европе следует создавать правила и ограничения, которые позволят европейской промышленности стать менее зависимой от китайского рынка.
Приготовиться к внешнеполитическим угрозам
И, наконец, Европе необходимо работать над надежной внешнеполитический стратегией, чтобы уберечь себя от неизвестности в будущем.
Пандемия может привести к значительным геополитическим изменениям во многих регионах, включая Ближний Восток и Северную Африку. Например, это может привести к новому миграционному кризису.
ЕС должен подготовиться к этим событиям заранее и пересмотреть внешнюю, оборонную и миграционную политику. Европейским лидерам необходимо не только принять краткосрочные меры в ответ на вирус, но и разработать согласованный план по изменениям, которые претерпит европейский проект в новую посткоронавирусную эпоху.