Не удивлюсь, если за пять лет в Риге сменится несколько мэров – экс-депутат

© Sputnik / Oksana Dzadan

Тема: Перевыборы в Рижскую думу

У кого есть шансы получить представительство в Рижской думе и что может ожидать столицу и ее жителей после выборов, порталу Baltnews рассказал экс-депутат Сейма, политический аналитик Юрий Соколовский.

Предвыборная кампания выходит на финишную прямую. Партии борются за внимание электората, а сильной коалиции не сложилось. Что может ждать избирателей?

Выборы в Рижскую думу приближаются. Какими способами партии стараются завлечь избирателей на участки, на какие электоральные группы они рассчитывают, у кого есть шансы получить представительство в муниципалитете, а также что может ожидать столицу и ее жителей после выборов, порталу Baltnews рассказал экс-депутат Сейма, бывший ведущий программы "Политика с Юрием Соколовским", политический аналитик Юрий Соколовский.

– Г-н Соколовский, до выборов в Рижскую думу остается уже меньше недели. Ощущаются ли предвыборные настроения в столице? Ведут ли партии активную кампанию по привлечению электората?

– Партии, безусловно, ведут кампанию, и я могу сказать, что на выборы в Рижскую думу вернулась политика. Раньше у власти была одна правящая коалиция и интрига заключалась в том, наберет она больше половины голосов или нет, но ее лидерство никто не оспаривал. И даже конкуренты не выставляли в Думу каких-то знаковых фигур, потому что не очень надеялись на успех. Однако сейчас все поменялось, и каждая партия надеется получить какую-то часть голосов, чтобы пройти в Думу.

Может быть, политическое напряжение особо и не видно в обществе, что логично, так как простой человек, обыватель, живет своей жизнью. Притом, что сейчас лето, да и приемы, которые используют партии, не всегда заметны.

Ведь если раньше партии делали упор на массивные телевизионные рекламы или постоянно раскидывали по почтовым ящикам газеты, листовки и другие печатные агитационные материалы, то есть шли явно лобовыми методами, то теперь этого нет, а многие вещи вообще переместились в социальные сети.

В связи с этим могу сказать, что агитация стала более косвенной. Например, в социальных сетях стали создаваться разные аккаунты рижан за что-то или против чего-то. И человек, не сталкивающийся с политической кухней, может подумать, что это какая-то инициативная группа что-то там создала, но те, кто находится внутри политики, сразу понимают, что это все неспроста.

Если за полгода до выборов появляются аккаунты условно "рижане за Юглу", или "рижане за создание парка", то ясно, что за этими профилями могут стоять какие-то партии или кандидаты, которые таким образом пытаются привлечь голоса.

Экс-депутат Сейма, политический аналитик Юрий Соколовский

Ведь сейчас достаточно тяжело проводить информационную кампанию, информационное поле перенасыщено, и чтобы туда пробраться и там отметиться, нужно постараться. Раньше было проще – были основные инструменты: телевидение, газеты, радио и наружная реклама, то сейчас все гораздо сложнее. Раскрутка какого-то человека требует более сложных методов, и с этой проблемой сталкиваются как отдельные кандидаты, так и лидеры списков, особенно малоизвестные избирателям.

Те, кто находились в старом информационном пространстве, их еще помнят, однако новым кандидатам еще нужно заявить о себе, что довольно сложно, особенно в условиях короткой предвыборной кампании и лета. Люди сейчас расслаблены, и внимание, традиционно не очень сильное к политическим процессам, еще сильнее ослабевает. Поэтому я могу сказать, что политическая борьба между партиями есть, и напряжение это большое, просто оно может быть не очень заметно для среднестатистического рижанина.

– Каков ваш прогноз по явке?

– Здесь есть несколько факторов. Главные факторы, работающие в минус явки, – это лето, расслабленное состояние людей, ну и коронавирус. На участки нужно приходить в маске, возможно, придется находиться в очереди, очевидно, что часть избирателей из-за этого может и не пойти на выборы.

Обычно у нас выборы происходят осенью в Сейм или же в начале июня – муниципальные. Тогда люди уже входят в политический ритм. Притом выборы проходят по всей стране. А сейчас они актуальны только для Риги, что тоже может негативно повлиять на явку.

С другой стороны, в условиях слома той системы, которая существовала в Рижской думе и при отсутствии основного доминирующего игрока, у очень многих партий появились шансы. Поэтому в их интересах как раз мотивировать избирателей.

Кроме того, Рига не очень большой город, но в ней достаточно много различных муниципальных предприятий, служб и прочих. И их сотрудники как раз прекрасно понимают, что от результатов выборов могут зависеть их рабочие места. Так что эта группа точно будет активна – они поднимут всех своих родственников, знакомых, друзей, что пойдет в плюс явке.

При сложении минуса и плюса мы получаем ноль, поэтому я не предполагаю, что результаты активности избирателей могут сильно отличаться. Думаю, что в целом явка будет такая же, как на прошлых выборах. Существенных падений или существенного роста я не жду, но, конечно, некоторые изменения в одну или в другую сторону ожидать можно.

– Вы говорите, что у партий есть шанс пройти в Думу, так как нет доминирующего игрока, но также, по вашим словам, многие лидеры списков не особо известны избирателям. Могут ли эти кандидаты привлечь дополнительные голоса?

– Да, как я говорил, им будет достаточно сложно повысить свою узнаваемость. До сих пор выборы в Рижскую думу, условно, превращались в выборы мэра. Был мэр Нил Ушаков и другие партии, пытавшиеся составить ему конкуренцию и тоже выставлявшие каких-то кандидатов, претендовавших на пост столичного градоначальника. И это было осознанно сделано, потому что был мэр, и с ним кто-то должен был конкурировать.

© Sputnik
Акция в Риге в поддержку мэра города Н. Ушакова

Однако сейчас такого нет, так как Ригой управляет не мэр, а временная администрация, и никто из них в Думу не баллотируется. Поэтому я бы сказал, что в некотором роде идет обратный процесс, когда выборы в Рижскую думу превращаются в выборы депутатов общего списка от какой-то партии. Конечно, у каждой партии есть лидер списка, и он формально является кандидатом в мэры. Правда, не всегда даже большинство сторонников партий знают этого кандидата.

Все это подчеркивает, что выборы больше превращаются в соревнования партий, а не первых номеров. Да и я бы не сказал, что кто-то из партий может похвастаться своим ярким лидером на фоне остальных. Такого я не замечаю. Поэтому думаю, что привлечь много избирателей именно за счет лидера списка не получится никому из партий.

Но я не думаю, что в нынешних условиях это было бы главным фактором. На мой взгляд, именно партийные установки, их видение, что они планируют делать в Риге, и станет тем мотивом, который побудит избирателей за них голосовать.

– Что партии могут предложить избирателям?

– В связи с тем, что предыдущая правящая коалиция в Риге с шумом и пылью развалилась на несколько осколков, под тяжестью коррупционных скандалов и из-за отъезда в Брюссель Нила Ушакова, на мой взгляд, это не только улучшило шансы многих партий, но и в некотором смысле усложнило их деятельность.

Ведь легче всего работать на противопоставлении действующей власти. Однако сейчас этой власти в Риге нет, городом управляет временная администрация, а противопоставление тому, что было полгода или год назад, явно не даст нужного эффекта. Поэтому каждая партия четко пытается определить своего избирателя и предложить ему нужный идеологический продукт.

Во-первых, в Риге присутствует деление по этнолингвистическому признаку – на латышскоговорящий и русскоязычный электорат. Во-вторых, это раскол по линии либералов и консерваторов. Также сейчас входит в политику новое поколение граждан до 35 лет, и среди латышей оно довольно многочисленно, так как в конце 80-х годов в стране была высокая рождаемость. Эти люди постепенно требуют политического влияния, и за них разворачивается борьба.

© Sputnik
Пустая улица в Старой Риге

Те же хипстеры, бреющие бороды и посещающие барбершопы, или те, кто предпочитают вести здоровый образ жизни и ездят на велосипедах. Они являются заметной электоральной группой, и многие партии ориентируются на них в своих программах. Есть предложения по улучшению городской среды, элементам новой урбанистки или озеленению – это все как раз нацелено на молодых городских жителей.

Кроме того, есть люди, придерживающиеся национальных ценностей. Этот типаж был, есть и будет, и Национальное объединение традиционно работает на этого избирателя.

Также присутствует и ориентир на борьбу с коррупцией. Есть группы, традиционно требующие "скальпов" всех воров и казнокрадов, наведения железного порядка и желающие устроить публичные казни на Домской площади проворовавшихся домоуправов. На эту группу работает Новая консервативная партия (НКП).

В связи с тем, что различные партийные предложения переплетаются между собой, так как партии пытаются ориентироваться на многие группы, то конкуренция за голоса возрастает. Это мы видим и по рейтингам, когда шансы попасть в Думу есть у большого количества политических сил. То, что в Рижской думе окажется много партий, уже не вызывает сомнений.

© Sputnik
Спальный район Плявниеки

– Кто из партий имеет шансы на прохождение в Рижскую думу?

– Понятно, что в Думе окажется блок "Для развития/За!" и "Прогрессивные". Также там точно будет "Согласие". Пройдут Национальное объединение и "Новое Единство". Думаю, что в этот раз пройдет и Русский союз Латвии, потому что они сейчас находятся на восходящем тренде. Кроме этого, в Думе может быть и Новая консервативная партия. И вообще я считаю, что этот "пирог" в виде депутатских мест окажется очень мелко разделен между многими партиями, а крупных кусков будет довольно мало.

Интересно, что в этот раз на прохождение в Думу претендует и Союз "зеленых" и крестьян (СЗК). Понятно, что крестьян в столице нет, но зеленая идея для крупного города имеет свою привлекательность. Хотя эти вопросы в Риге актуализируют многие партии, и здесь я не думаю, что "зеленым" что-то очень светит. По-моему, рост рейтинга СЗК связан с тем, что они пытаются занять в Риге нишу партии бизнеса, неудовлетворенного правительственными силами. Если они будут ориентироваться на эту группу, то в принципе они могут получить необходимые голоса.  

Еще большие шансы есть у "Честь служить Риге" (ЧСР). Многие люди, входящие в эту партию, еще с конца 90-х годов успели сменить много разных политических сил. Так как они очень прагматичны, и у них нет особых идеологических установок, а есть лишь четкая мотивация в работе на результат. Они занимают довольно высокие посты в муниципальных структурах, поэтому могут подтянуть на выборы и других сотрудников, чтобы обеспечить прохождение своей партии и остаться на своем месте.

Правда, для ЧСР здесь может быть проблема, что такие люди очень хорошо чувствуют конъюнктуру. И если они поймут, что дела плохи, то могут начать искать себе новую партию, где они могли бы быть полезны и продолжить свою карьеру. Поэтому для ЧСР будет жизненно важно не только пройти 5% барьер, но и остаться в правящей коалиции для того, чтобы сохранить костяк этой партии. Если же им это не удастся, то у партии могут быть большие неприятности.

© Sputnik
Партия "Честь служить Риге" подает списки на выборы в Рижскую думу

– В таком случае, какой может быть правящая коалиция?

– Думаю, что "Согласие" окажется в оппозиции, а ядро коалиции составят партии, которые находятся в правительстве. За некоторым исключением, например, KPV LV (Kam pieder valsts, "Кому принадлежит страна?" – прим. Baltnews) все же явно будет трудно преодолеть 5% барьер. В свою очередь оставшиеся партии могут быть в коалиции, и, смотря на нынешние рейтинги, у них уже в сумме получается большинство, что позволяет им не искать дополнительных партнеров.

Правда, не стоит забывать и о математике. Если у этих партий получится небольшой перевес, в один-два мандата, то коалиция окажется очень шаткой и нестабильной. Ведь если какого-то депутата вдруг во время ответственного голосования не окажется на месте, то существует риск провала того же бюджета города. Поэтому таких хлипких коалиций стараются не делать, а для стабильного большинства нужно 36–38 голосов, и тогда возникает вопрос, а кто может стать этим довеском?

Тут как раз все шансы у "Честь служить Риге", хотя и "Новое Единство", да и особенно Национальное объединение заявляли, что не хотят видеть в коалиции эту партию. В свою очередь НКП выступает против СЗК, так что в Думе может сложиться очень интересная ситуация.

А если мы вспомним, что в прошлой Думе правящая коалиция распалась чуть ли не до атомов, и там получались всякие хитровывернутые союзы, что мэру для сохранения кресла приходилось говорить в том числе и с отдельными депутатами.

Думаю, что нечто подобное может быть и в новой Думе. Если с созданием коалиции будут проблемы, то некоторые депутаты могут начать перебегать из конъюнктурных соображений в другие партии.

Еще я хотел бы отметить, что ключ стабильности Думы находится в Сейме. Вспомним, как трудно создавалось правительство, и при появлении, в лице Рижской думы, нового куска пирога, который надо делить, весь тонкий баланс может быть нарушен.

Как всегда, могут возникнуть склоки, почему одни получили больше, а другие – меньше. Кто-то явно будет чувствовать себя ущемленным и обделенным. В таком случае стабильность Рижской думе не гарантируется, и я не удивлюсь, если за эти пять лет мы сможем увидеть в ней нескольких мэров.

– И что же тогда ожидать городу и его жителям?

– Если смотреть, что сегодня является драйвером экономики Латвии, то это еврофонды. В среднем они нам дают 2,5–3% роста ВВП в год. В ближайшие годы их поток ЕС планировал сократить, но благодаря коронавирусу будет создан еще один фонд, и страна в течение двух-трех лет должна получить дополнительные деньги. Значительная часть из них окажется в Риге, и могу сказать, что средства в бюджете будут. Поэтому на нехватку ресурсов Думе жаловаться не придется, но хотелось бы надеяться, что они будут направлены на благо жителей города.