Депутатские перестановки в Сейме 13-го созыва происходят с исключительным постоянством. Это происходит как в коалиционных партиях, так и в оппозиционных.
Последней отличилась партия "Согласия", которая исключила из своих рядов не одного, а сразу двоих депутатов – Вячеслава Домбровского и Любовь Швецову, довольно известных латвийских политиков. Но людей теряли и KPV LV, и Союз "зеленых" и крестьян, и Нацобъединение, и Новая консервативная партия (НКП).
Все эти потери привели к тому, что в Сейме потихоньку начинает возрастать численность группы независимых депутатов. Стать "независимым" депутатом – неплохой выход для тех, кто принял решение выйти из фракции самостоятельно, или тех, кому "помогли" однопартийцы.
Теперь на надо менять "шило на мыло" и путешествовать из одной партии в другую, депутат Сейма просто становится нефракционным, что дает ему право свободно голосовать за то или иное решение без отчета перед руководством партии и фракции.
Кто уходит в "независимые"
Домбровский и Швецова – не единственные, кто пришел в Сейм в составе партии "Согласие", а впоследствии пополнил ряды "независимых".
"Согласие" за пару лет работы в новом созыве потеряли четырех человек. Первой из "Согласия" ушла депутат Юлия Степаненко, причем в первый же день работы нового созыва. Известно, что Степаненко изначально шла на выборы в Сейм по списку "Согласия", будучи членом местной партии "Честь служить Риге". Тогда она пояснила, что они достигли соглашения: ее отношение к фракции "Согласие" в Сейме будет строиться по принципу поддержки их позиции по всем вопросам, если это не противоречит ценностям сторон.
Следующими из парламентской фракции "Согласие" исключили Вячеслава Домбровского и Любовь Швецову – по причине "систематического нарушения решений партии и неуважения к коллегам". "У членов партии создалось впечатление, что оба депутата не ценят свою ответственность перед избирателями", – сказал в публичном сообщении глава партии Янис Урбанович.
Сам Домбровский считает обвинения в свой адрес нелепыми и необоснованными. Скандал начался после того, как он покинул пост члена правления партии, однако он не был намерен покидать партийные ряды окончательно, но за него все решили самостоятельно.
"Для меня это было полной неожиданностью. Я решил выйти из правления партии, объяснил причины этого. По мне, тот курс, которым идет "Согласие", приведет его к, мягко говоря, плачевным последствиям. Я не видел возможности этот курс изменить, будучи в правлении, поэтому не желал также быть за это ответственным. Однако из партии я все же уходить не планировал. Думал работать дальше, но правление решило иначе", – сказал он в разговоре с Baltnews.
После Домбровского и Швецовой парламентскую фракцию "Согласия" решила покинуть еще один депутат – Эвия Папуле. Она сообщила в своем Facebook, что готова продолжать работу в Сейме в качестве независимого депутата, и объяснила причины. Свое решение депутат объяснила тем, что "Согласие" сидит в оппозиции, и поэтому правящие сразу отклоняют все рациональные предложения. Сейчас "Согласие" проходит стадию трансформации, а Папуле просто хочет работать на благо своих избирателей и не ждать, пока эти процессы закончатся.
"Я была кандидатом из списка "Согласие", потому что у меня было несколько целей, которые я хотел реализовать в области социальной интеграции, такие как автоматическое предоставление гражданства детям-негражданам, родившимся в Латвии, и сокращение этнической поляризации латвийского населения. <...> И все они были отклонены без оценки по существу только потому, что они исходили от "Согласия", от оппозиции", – говорится в сообщении.
"Верны коалиции, но не партии"
Самые большие потери были у партии KPV LV, которая потеряла шесть депутатов за два года. Самые известные из них – Артус Кайминьш, Алдис Блумбергс и Алдис Гобземс. Уход Кайминьша негативно повлиял на рейтинг им же созданной в 2016 году KPV LV. Он рекордно обвалился, и, если бы выборы были завтра, избиратели даже не дали бы партии возможности преодолеть пятипроцентный барьер.
Отметим, что и первого, и второго, и третьего из партии исключили, причем Кайминьша и Блумбергса одновременно. Замглавы фракции KPV LV Эрик Пуценс, комментируя исключение Кайминьша, заявил, что этот вопрос стал актуальным, поскольку он и Блумбрегс долго игнорировали работу парламентской фракции.
"Мы уже давно не чувствуем в этих депутатах командных игроков и товарищей. Да, они своим голосованием в Сейме верны правительственной коалиции, но не партии и ее работе во фракции Сейма", – сказал тогда Пуценс.
Что касается Гобземса, он вполне уверенно себя чувствует и в статусе независимого депутата, ведет активную политическую жизнь, созывает людей на протесты и собирает новую партию, первый съезд которой планируется 22 ноября. От членства в KPV LV также отказались Линда Лиепиня, Карина Спруде и Дидзис Шмитс. Две дамы покинули фракцию из-за позиции партии по Шмитсу, а последний просто отказался работать в "сложившихся обстоятельствах".
Вспомним, что по одному депутату потеряли, во-первых, новые консерваторы. Их ряды, не поддерживая административную территориальную реформу, покинул Андрис Казиновскис.
Нацблок покинула Ингуна Рибена, ветеран Сейма, переходящий из созыва в созыв. Она объяснила свой шаг тем, что не готова менять свои убеждения на фракционную дисциплину. Например, она была одним из тех людей, кто назвал инициативу о запрете георгиевской ленточки глупой, потому что людей надо учить пониманию, "почему" ее просто не следует носить, а не просто запрещать. Союз "зеленых" и крестьян оставила Анда Чакша, которая перешла в "Новое Единство".