Во вторник, 4 мая, в Латвии отмечают 31-ю годовщину восстановления независимости. В этот день высшие должностные лица государства возложили цветы к памятнику Свободы, а в Сейме республики состоялось торжественное заседание, передает Mixnews.lv.
Президент Латвии Эгилс Левитс после церемонии возложения цветов рассказал, что такое патриотизм по-латышски. По словам главы государства, в День восстановления независимости Латвии имеет смысл подумать о стране: что мы теперь делаем и что можем сделать для ее блага.
При этом Левитс не упустил шанс вспомнить про "оккупацию". По его мнению, борьба за независимость была проявлением патриотизма в прошлом.
"У каждого времени свой патриотизм. Сегодня патриотизм – это делать что-то для улучшения страны, для общества, для приведения в порядок среды. Это сегодняшний патриотизм. В те времена патриотизм означал борьбу с оккупантами. Сегодня нам, слава Богу, это больше не нужно. Но сегодня мы ответственны за Европу, за мир и, конечно, за Латвию. И это наш патриотизм сегодня", – сказал он.
Напомним, Верховный совет Латвийской ССР 4 мая 1990 года принял декларацию "О восстановлении независимости Латвийской Республики".
За нее проголосовали 138 депутатов из 201, и по итогам председатель совета Анатолий Горбунов сообщил президенту СССР Михаилу Горбачеву о том, что Латвия начинает переход к "независимой республике".
Как проходило принятие Декларации о восстановлении независимости Латвии, рассказал в интервью Baltnews бывший депутат Верховного Совета ЛССР Виктор Алкснис.
"Этот день произвел на меня жуткое впечатление. Я был противником выхода Латвии из Советского Союза, потому что отдавал себе отчет, чем это закончится для Латвии и латышей в целом. Латвия – маленькая страна с маленьким населением, и она веками находилась на стыке двух цивилизаций – русской и западной. Она никогда не была свободной в своем волеизъявлении. Даже в годы первой независимости она находилась в определенной степени под внешним управлением. Она никогда не была субъектом мировой политики, она была объектом. Латвией всегда управляли либо Россия, либо Германия, либо Швеция. Я тогда понимал, что можно принять все, что угодно о восстановлении независимости, но независимость эта будет формальная, и ни к чему хорошему она не приведет", – отметил Алкснис.