Кто в Латвии живет, тот в цирке не смеется: у Рижской думы новый прибыльный "бизнес"

Полосатые столбики вдоль рижских дорог разозлили людей не на шутку. Но руководство Рижской думы отказываться от нововведения не намерено – ведь для нее это Эльдорадо.

Помнится, сбросив ненавистного Нила Ушакова с поста мэра Риги и торжественно окрестив себя "коалицией перемен", новая думская команда пообещала, что под ее чутким руководством столица расцветет и станет городом, которым все будут только гордиться.

Слова не разошлись с делом: перемены последовали немедленно же. На улице Чака – одной из главных артерий общественного транспорта Риги – был затеян масштабный ремонт. Когда он закончился, обнаружилось, что у проезжей части оттяпана широкая полоса: это были нарисованные краской велодорожки. Тогда улица Чака погрузилась в хронические пробки.

Народ, вынужденный стоять в заторах, возмутился (против велодорожек высказались 65% опрошенных рижан), но мэрия осталась при своем мнении: велосипедисты – дело святое, все остальные могут "идти лесом". Зато теперь экономическая активность в районе Чака непременно улучшится.

Каким образом велодорожки связаны с поддержкой бизнеса, осталось загадкой. Впрочем, помыслы Рижской думы не в первый раз ставят рижан в тупик. Так, мэрия ликвидировала часть уличных стоянок вблизи магазинов в центре – и едва начавшие приходить в себя торговые сети стали вновь терпеть убытки.

Вот и тут: наплевав на мнение рижан, Дума продолжила откусывать у столичных улиц широкие полосы и рисовать там фигурки велосипедов. Но это пока не был "город, которым стоит гордиться".

Чего-то, по мнению Думы, ему не доставало. Хорошенько поразмыслив, руководство поняло, чего:  ограничительных столбиков. Чем больше – тем лучше. Ведь только столбики способны поднять безопасность пешеходов на должную высоту и освободить еще больше места для зеленых насаждений и стоянок для велосипедов.

Тотальный столбняк

Работа закипела. Несмотря на дефицит бюджета, изыскали нужные средства, и в рамках проекта Rīgas vasara 2021 ("Рижское лето") резиновыми столбиками было в рекордный срок утыкано все, что можно было утыкать.

​Войдя в раж, столичные власти обнесли ими перекрестки, пешеходные переходы, велополосы, повороты, не пожалев даже исторической брусчатки, в которой для столбиков насверлили сотни дырок. После чего принялись рапортовать о грандиозном успехе мероприятия.

Благодаря столбикам интенсивность дорожного движения упала, а безопасность пешеходов и велосипедистов выросла на неизвестно сколько процентов! Даешь еще больше столбиков, хороших и разных!

Несмотря на эти победные реляции Думы, неблагодарные рижане инновации не оценили. Из-за треклятых столбиков город впал в столбняк: перманентные пробки стали возникать уже там, где их отродясь не было – на улицах Тербатас, Брунуниеку, Гертрудес…

​Особо возмущались водители фур, которые из-за столбиков не могли нигде развернуться, а также водители общественного транспорта – им, чтобы не зацепить столбики, в некоторых местах (к примеру, на узких перекрестках Торнякалнса и Агенскалнса) приходилось заезжать на тротуар. "Тот, кто это придумал, – полный кретин!" – заявил в сердцах латвийскому ТВ один из водителей автобуса, выразив единодушное мнение сотен тысяч рижских водителей и пассажиров.

Еще больше негодовали сотрудники оперативных служб, с которыми, как выяснилось, Рижская дума при принятии своего эпохального решения и не подумала посоветоваться. С воцарением столбиков на дорогах их работа превратилась в ад.

Следующие на вызов машины пожарных и неотложной помощи теперь тоже стоят в пробках – ведь столбики не дают стоящим впереди машинам разъехаться и уступить оперативному транспорту дорогу. Поэтому скорые и пожарные вынуждены порой передвигаться по тротуару, отчего под риск поставлены пешеходы.

​Как заявил программе Panorāma сотрудник рижской скорой Эрвинс Шматченко: "Выезжая спасать жизни, нам нужно тратить драгоценное время на то, чтобы избегать улиц со столбиками... Часто мы даже лишены возможности остановиться у здания, откуда пришел вызов, и останавливаемся по другому адресу, а оттуда тащим с собой оборудование. Оно очень тяжелое, а назад часто приходится нести не только оборудование, но и еще и самого пациента".

От таких упреков руководство Думы отмахнуться уже не могло. Мэр Стакис признал, что установка резиновых ограждений усложнила жизнь горожанам, однако наотрез отказался перечеркнуть саму идею. А чтобы водители скорых и аварийных служб не возмущались, мэрия разрешила им ехать прямо по столбикам. Снесут – не беда! Поставим новые.

Такое страстное нежелание расставаться со столбами (которых в народе уже прозвали в честь мэра "стакисами") насторожило журналистов, и они решили поинтересоваться, во сколько эта радость обходится городскому бюджету.

И тут стали всплывать прелюбопытнейшие детали, доказавшие городу и миру, что по сравнению с предприимчивой Рижской думой великий комбинатор Остап Бендер – жалкий дилетант. Если "идейный борец за денежные знаки" знал как минимум четыреста сравнительно честных способов отъема денег, то у Рижской думы их оказалось гораздо больше.

По цене золота

Выяснилось, что установкой столбиков, в соответствии с заключенным договором, в столице занимается фирма AVS Latvija, принадлежащая немецкой AVS Verkehrssicherung. За установку одного столбика она получает от Рижской думы 28,88 евро плюс налог на добавочную стоимость (НДС). Но одной лишь установкой "варка" не ограничивается. С этой же компанией РД заключила еще и договор об обслуживании столбиков.

Что это значит – обслуживать столбик? О, это дело непростое. Тут надо быть таким специалистом, которые имеются только в распоряжении фирмы AVS Latvija.

Обслужить столбик – это значит раз в неделю внимательно его осмотреть. И если светоотражающие элементы загрязнились, надо провести помывочные работы, чтобы столбик блестел в ночи, как у кота глаза. За обмывание одного столбика с помощью воды и губки Дума отстегивает из городского бюджета 13,81 евро плюс налог на добавочную стоимость.

Нельзя не поаплодировать такой изобретательности. Платить 16,71 евро за помывку одного столбика – при том, что вымыть в Риге целый автомобиль можно за 6 евро.

Мыть это резиновое чудо инженерной мысли (продающееся на AliExpress по цене 25 долларов за сто штук) надо максимум раз в месяц и минимум раз в неделю. Это означает, что 3500 установленных столбиков могут приносить дочерней немецкой фирме, как с куста, 58 485 евро каждую неделю, или 233 940 каждый месяц.

Ознакомившись с этими данными на внеочередном заседании, оппозиция Рижской думы потребовала от коалиции немедленно приостановить проект, назвать лиц, ответственных за очевидные ошибки, допущенные при установке столбиков, огласить суммы, которые были выделены на установку столбиков. И, наконец, предоставить карту, на которой были бы обозначены места, где столбики уже установлены, и где их еще планируется установить.

Но – увы. Вполне ожидаемо все эти требования были проигнорированы. Председатель Рижской думы Мартиньш Стакис и его заместитель Вилнис Кирсис категорически заявили, что столица будет и дальше обставляться столбиками. Ведь совершенно ясно, что Рига без них больше существовать не может.

Хочу в мойщики!

В социальных сетях столбиковая эпопея вызвала необычайный ажиотаж. Узнав о сказочных расценках РД, народ страшно возбудился. Сотни граждан были готовы бросить все и хоть завтра податься в мойщики. Ведь работа не пыльная во всех отношениях. Встал с утра пораньше, протер губкой 10 столбиков, считай 160 евро в кармане.

Думе тут же накидали кучу идей, как с помощью столбиков вытянуть из городского бюджета еще денег. К столбикам можно приставить специалистов, чтобы сдувать с них пыль. Чтобы их полировать. Чтобы их дезинфицировать в рамках борьбы с эпидемией ковида. Столбики можно подсвечивать и украшать орнаментом в честь знаменательных дат. Раскрашивать в цвета радуги, проявляя солидарность с ЛГБТ.

Наконец, при Думе создать специальное бюро, которое будет проводить семинары и консультировать сотрудников AVS Latvija, как протирать столбики наиболее эффективным способом.

Встречались и по-настоящему дельные предложения: закрепить за каждым столбиком по пенсионеру. Старикам бы это реально помогло: протер губкой столбик – получи прибавку в 16 евро к нищенской пенсии.

Но иронизируя и вышучивая столбоманию, охватившую руководство Рижской думы, латвийские соцсети дружно признали: такого беззастенчивого распила муниципальных денег Рига еще не знала.

Игра не окончена

То, что столбики еще влетят рижанам в копеечку, можно не сомневаться. Это хорошо продуманный долгоиграющий бизнес, который исправно будет приносить правильным людям заработки и откаты в любое время года.

Когда начнется зима, столбики придется демонтировать (естественно, за дополнительную плату) и где-то хранить (тоже не бесплатно). Если же столбики останутся на дорогах, Думе придется нанимать специальных людей, которые будут вручную расчищать между ними снег и лед (и это обойдется куда дороже их помывки).

А ведь есть еще такая шикарная графа расходов, как "износ и порча". Уже к весне добрая половина этих резиновых дорожных декораций будет снесена неповоротливыми фурами, пожарными, уборочными, скорыми и прочими машинами. Поэтому поголовье столбиков придется восполнять. А это значит, что Ригу ждут новые закупки с интересными расценками.

Впрочем, столбики – далеко не единственный способ по "отъему средств" из рижского бюджета. К примеру, мало кто знает, что кадки с деревьями и горшки с цветами, расставленные по всему городу в рамках проекта озеленения столицы, Риге не принадлежат.

Их Рижская дума только арендует. Это гораздо выгоднее тем "правильным конторам", которым исправно капает денежка мэрии за прокат инвентаря. Интересно, заключен ли с ними также договор о мойке этих кадок и горшков?

На днях Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) заявило, что приступило к проверке обстоятельств закупки и установки столбиков. Но рижане не обольщаются.

Сколько уже таких проверок громко начиналось и тихо заканчивалось полным пшиком. Можно биться об заклад, что "существенных нарушений" в действиях коалиции законники не найдут. Рука руку моет, особенно если в этой руке золотоносный столбик.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.